1. Социальная война
  2. Разрушение образования
Краснодар, / ИА Красная Весна

Профессор КубГУ: диктатура рынка порождает дегуманизацию образования


О трех конфликтующих точках зрения на образовательный процесс, существующих в системе образования в Российской Федерации, рассказал доктор социологических наук, профессор Кубанского государственного университета, действительный член Российской академии социальных наук Хагуров Темыр Айтечевич 1 сентября, в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

«Самой большой проблемой является то, что нет согласованного понимания, что есть образование, каковы его цели и что такое „качественное образование“. По поводу этого расходятся и представители профессионального сообщества, то есть педагоги школ, вузов, и те, кто ими управляют, и эксперты, которые служат посредниками между педагогическим сообществом и органами управления. Там существует три точки зрения», — сказал профессор.

Он пояснил, что первая точка зрения — условно консервативная, восходящая «к советской школе и через нее к дореволюционной». Она сводится к тому, что «образование — это социальное благо», качественное образование — это «глубокое, фундаментальное образование» и «оно должно быть всеобщим, доступным и бесплатным».

Далее Хагуров описал вторую, противоположную первой, точку зрения, к которой «до нынешнего министра образования (О. Ю. Васильевой — прим. ИА Красная Весна) тяготели два предыдущих — и господин Ливанов, и господин Фурсенко». По словам Темыра Айтечевича, данная точка зрения подразумевает, что «образование — это рыночное благо». Такой подход приводит к тому, что образование «сегментируется по цене и качеству, когда дешевое и плохое доступно бедным, а качественное — богатым». При этом социолог подчеркнул, что «неважно, человек это, образовательная программа или еще что-то».

Третья точка зрения:«образование — это личностное благо», а качественное образование — это «максимально индивидуализированное образование». Далее профессор предостерег, что такая «либерально-гуманистическая» образовательная программа превратится в нечто наподобие детского конструктора, собрать который под каждого все равно будет весьма проблематично, «когда у вас двадцать детей в классе».

«В чем, собственно, главная проблема? Она в том, что и в нормативных документах, и в методологии, и в практике современного образования присутствуют одновременно эти три точки зрения, которые между собой конфликтуют», — подытожил Темыр Айтечевич.

Другая проблема, по мнению профессора КубГУ, «связана с диктатом этих вот рыночных представлений, когда человека становится не видно в образовательном процессе».

«Мы все время говорим о другом. О результатах, цифрах эффективности», — посетовал он.

Напомним, что в 2015 году общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» провела опрос общественного мнения о системе образования в России АКСИО-6. По итогам опроса выяснилось, что большинство родителей и педагогов недовольны нынешней системой образования и считают, что школа должна формировать человека-творца, а не потребителя.