Ученый: Россия не раз была освободителем народов и надежным союзником

Изображение: © Красная Весна
Председатель Военно-научного комитета ВС РФ — заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ, кандидат военных наук генерал-полковник Василий Трушин
Председатель Военно-научного комитета ВС РФ — заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ, кандидат военных наук генерал-полковник Василий Трушин

Исторические факты, свидетельствующие о различном отношении западных стран и России к союзническому долгу, а также показывающие освободительную роль России в европейских войнах, привел председатель Военно-научного комитета ВС РФ, кандидат военных наук генерал-полковник Василий Трушин 13 ноября, выступая с докладом на XII Волконских чтениях в Санкт-Петербурге.

Международная научно-практическая конференция Волконские чтения проходит под названием: «Освобождая Отечество, освобождая Европу. Россия и ее союзники в войнах XIX–XX веков». Трушин подчеркнул важную роль, которую играла Россия в разрешении многих конфликтов на протяжении XIX–XX веков. Он отметил, что Россия всегда была верным союзником и зачастую брала на себя основное бремя войны с агрессором.

«Не раз по итогам войн Россию и Советский Союз заслуженно называли освободителями народов. Сегодня коллективный Запад, или, точнее, объединенный Запад во главе с США пытается переписать историю и принизить вклад России и бывшего СССР в обеспечении коллективной безопасности, приписывая главные заслуги себе. В то же время неоспоримые исторические факты красноречиво свидетельствуют об обратном», — сказал Трушин.

Генерал-полковник пояснил, что именно поэтому важно, опираясь на факты, дать объективный анализ роли России и ее взаимодействия с союзниками в войнах на европейском театре военных действий. По словам Трушина, такой анализ приобретает особую актуальность сегодня, когда страна ведет борьбу с поддерживаемыми Западом украинскими нацистами. В качестве одного из примера исследователь привел попытку пришедшего к власти во Франции Наполеона-Бонопарта покорить Европу.

Изображение: © Красная Весна
Пленарное заседание XII•Волконских чтений
Пленарное заседание XII Волконских чтений

Так называемые наполеоновские войны длились более 15 лет. За это время было создано семь антинаполеоновских коалиций. Трушин отметил, что усилия первых пяти коалиций результатов не принесли, и Франция практически установила господство на большей части Европы. Причины этого, по словам кандидата военных наук, заключались не только в несогласованности действий между союзниками по коалиции, но и в стремлении большинства союзников России преследовать исключительно свои цели, пренебрегая коллективными интересами вплоть до откровенного предательства.

В частности, по словам докладчика, такое поведение наглядно проявилось в летней компании 1799 года. К этому времени русские войска под командованием Суворова успешно действовали в Италии, они уже были способны взять важный средиземноморский порт Геную и вступить во Францию. Однако такая победа антифранцузской коалиции не соответствовала как британским, так и австрийским интересам. Трушин пояснил, что Австрия не желала установления контроля России над Средиземным морем, а Великобритании не хватало сил для захвата Голландии.

В итоге союзники навязали коалиции план военных действий, который нерационально распределял усилия. Согласно плану, армии Суворова предстояло покинуть Италию, переходом через Альпы прибыть в Швейцарию, где соединиться с русским корпусом генерала Римского-Корсакова и совместно с ним вступить во Францию. Одновременно Австрия уводила свои войска из Швейцарии для соединения с англо-русским корпусом в Голландии.

Трушин напомнил, что австрийцы обязались обеспечить войска Суворова продовольствием и снаряжением, но не выполнили обязательства, и поиск необходимого задержал выход русской армии на пять дней. Войска Суворова в ходе изнурительного похода через Альпы вышли к Люцернскому озеру. Вопреки предоставленным австрийцами сведениям дороги дальше не было, и войска были вынуждены продвигаться по бездорожью через горный перевал, что еще увеличило задержку прибытия.

«Все это в итоге привело к катастрофическим последствиям. Оставшийся без поддержки австрийских войск в Швейцарии корпус Римского-Корсакова был разбит армией французского генерала Массены. В тяжелейшем положении оказался и сам Суворов, его истощенная горными переходами армия попала в окружение», — сказал Трушин. Он подчеркнул, что только полководческий талант Суворова и стойкость русских солдат позволили армии разгромить передовые силы французов и выйти из западни.

Разобщенность и непоследовательность российских союзников привели к тому, что они терпели поражения, зачастую заключали сепаратные соглашения. Как рассказал Трушин, в результате, когда Наполеон в 1812 году вступил в Россию, в его армии воевали вчерашние союзники.

«Из более чем полумиллионной армии на французском языке в этой группировке разговаривали около 140 тысяч. Остальные были представителями практически всех европейских государств. Вся тяжесть борьбы с великой армией выпала на долю России»,  — сообщил генерал-полковник.

Он добавил, что практически вся эта армия была уничтожена в России, от нее осталось около 30 тыс. человек. В апреле 1814 года русские войска вошли в Париж, Наполеон отрекся от престола, и Европа была освобождена. Трушин указал, что на стороне Российской Империи сначала выступила Великобритания, потом ее поддержала Швеция, остальные страны стали присоединяться лишь по мере неудач и поражений Наполеона. В результате был создан Священный союз европейских государств. Он представлял собой организацию, главы которой коллегиально принимали решения по вопросам безопасности в Европе.

Адольф Шарлемань. Вступление русских войск в Париж в 1814•году. 1877
Адольф Шарлемань. Вступление русских войск в Париж в 1814 году. 1877

«Однако, если российский император Александр I видел в Священном союзе своего рода систему коллективной безопасности, призванную предотвращать войны между христианскими государствами, то правительства европейских держав, в первую очередь Великобритании и Австрии, стремились посредством своего влияния в союзе не допустить усиления позиции России и обеспечить себе полное доминирование», — сказал генерал-полковник.

Трушин отметил, что вчерашние союзники стали открыто выступать против России. В качестве примера он привел Крымскую войну 1853–1856 годов, спровоцированную Великобританией и Францией, которые подталкивали Османскую империю на войну с Россией. Когда Россия стала одерживать победы, эти государства вступили в войну против нее, а Австрия их поддержала.

По словам ученого, исторический опыт показывает, что в отличие от европейских союзников, Россия всегда выполняет свои союзнические обязательства и выступает за установление справедливого миропорядка. Трушин также отметил, что Россия неоднократно вступала в войны за освобождение угнетенных народов. Рассказывая об этом, историк привел в пример Русско-турецкую войну 1877–1878 годов.

«В результате победы России свою независимость приобрели Сербия, Черногория, Румыния и Болгария. В свою очередь, благодарностью Румынии позднее стало ее участие в войне против СССР на стороне нацистской Германии, а Болгария в ходе двух мировых войн воевала на стороне противников России. При СССР мы эти вещи не говорили, а сегодня жизнь нас заставляет», — отметил Трушин.

Кившенко А. Д. Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894.
Кившенко А. Д. Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894.

Исследователь рассказал также, что Первая мировая война в очередной раз показала сущность союзнических отношений между Западом и Россией. Он пояснил, что немецкий план по разгрому французской армии был сорван усилиями русских войск, вступивших в боевые действия до завершения мобилизации, на 15-й день вместо 40-го.

«Как позднее признавался французский маршал Фош, русская армия в начале компании 1814 года своим активным вмешательством отвлекла на себя значительную часть сил и тем позволила одержать французам победу на Марне», — сообщил Трушин.

Гумбинненское сражение. Атака казаков. Открытка немецкого издательства периода Первой мировой войны
Гумбинненское сражение. Атака казаков. Открытка немецкого издательства периода Первой мировой войны

При этом союзники преследовали «исключительно собственные интересы». По словам Трушина, в компании 1915 года, когда главные сражения развернулись на русско-германском фронте, усилия союзников на французском театре военных действий носили ограниченный характер.

«Фактически англо-французское командование возложило всю тяжесть борьбы на русскую армию. Оно отказалось от решительных действий даже тогда, когда русская армия вынужденно отступала летом и осенью 1915 года», — подчеркнул генерал-полковник.

Он добавил, что, несмотря на это, Россия оставалась верной союзническому долгу, и привел в пример Брусиловский прорыв. Эти действия русской армии заставили противника оттянуть значительные силы, что спасло союзников от поражения во Франции.

По словам Трушина, после завершения Первой мировой войны западные страны продолжали искать возможности для установления мирового господства, рассматривая Россию как препятствие. При этом Советский Союз в предвоенное время последовательно выступал за создание коллективной безопасности и сдерживания.

«Однако Великобритания и Франция предпочли этим подходам политику умиротворения нацистской Германии, целенаправленно подталкивая ее к войне с СССР. Все это привело к тому, что гитлеровская Германия, не опасаясь коллективного противодействия со стороны ведущих стран мира, развязала Вторую мировую войну»,  — сказал Трушин.

В результате практически вся экономика и ресурсы Европы оказались захвачены Гитлером за короткое время, и СССР остался, по сути, единственным государством, способным противостоять Германии, на стороне которой воевали представители практически всех европейских государств. Трушин отметил, что и на этот раз западные союзники не стали изменять своим принципам и делали ставку на то, чтобы воюющие стороны обескровили друг друга, а плоды победителя затем были разделены. США и Великобритания помогали по лендлизу необходимыми материальными ресурсами, но не торопились открывать второй фронт.

«Основное бремя войны несли Красная Армия и советские труженики тыла. Только после громких побед советских войск в Сталинградской битве и на Курской дуге, когда стратегическая инициатива окончательно перешла к Советскому Союзу, открытие второго фронта оказалось реальным», — напомнил ученый.

Как пояснил Трушин, главной причиной этого стала обеспокоенность правящих кругов Великобритании и США, что СССР способен самостоятельно разгромить нацистскую Германию и установить свое влияние над всей Европой. Он также указал, что Россия, ставшая советской, и в этой войне подтвердила готовность быть надежным союзником при любых обстоятельствах. Так, в ходе Арденнской операции немецкие войска нанесли мощный контрудар по англо-американским войскам, и союзники запросили помощи. Тогда советские войска на восемь дней раньше намеченного срока начали Висло-Одерскую операцию.

Изображение: © Красная Весна
Слайд из презентации В.В Трушина на XII•Волконских чтениях
Слайд из презентации В.В Трушина на XII Волконских чтениях

Кроме того, выполняя соглашения на Ялтинской конференции в феврале 1945 года, СССР вступил в войну с милитаристской Японией. Квантунская армия была разгромлена, и 2 сентября Япония капитулировала.

«Вторая мировая война окончилась. Более чем очевидно, что решающая роль в победе в этой войне принадлежит СССР»,  — заявил Трушин. Он пояснил, что две трети всех немецких дивизий были разгромлены на советско-германском фронте, большей части из них поражение нанесено до открытия второго фронта.

Петр Кривоногов. Победа. 1948
Петр Кривоногов. Победа. 1948

«Выполняя взятые на себя обязательства, Россия действует до конца, добиваясь полного устранения источника угроз для мира и безопасности. Так было с Наполеоном в 1814 году. Так было с нацистской Германией и с милитаристской Японией в 1945 году. Россия заслуженно имеет репутацию страны-освободителя. Не раз народы Европы обретали свободу и независимость благодаря усилиям России. Именно поэтому наша конференция проходит под названием „Освобождая Отечество, освобождая Европу“»,  — завершил свой доклад Трушин.