Саратовские режиссеры объяснили, зачем нужны ТЮЗы

Изображение: Дорофеев Ф. А. © ИА Красная Весна
Игорь Баголей, Алексей Логачев, Илья Ротенберг
Игорь Баголей, Алексей Логачев, Илья Ротенберг

Третий день IX театрального фестиваля им. М. Горького в Нижнем Новгороде стал своеобразным бенефисом для режиссера Ильи Ротенберга, сразу два спектакля которого прошли на сценах города 16 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В Театре Драмы давали чеховского «Дядю Ваню», а в нижегородском ТЮЗе — «Вассу» Горького. Постановщиком обоих спектаклей стал Илья Ротенберг, чье имя на российских подмостках уже не просто узнаваемо, а звучит привлекательно и весомо.

Перед спектаклем представители саратовского театра дали пресс-конференцию, рассказав о специфике своей работы и о впечатлениях от фестиваля.

Наиболее важным можно считать то, что на старейшем театральном фестивале страны на этот раз выступил коллектив старейшего в стране и в мире Театра юного зрителя. Именно саратовский «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина», открывшийся 4 октября 1918 в Саратове, стал первым в мире профессиональным театром для детей. С этой даты и ведет свою вековую историю первый российский ТЮЗ.

Работа театра прерывалась лишь ненадолго во время Великой Отечественной войны, но коллектив возобновил свою деятельность уже в 1943 году, когда в его истории началась новая эпоха — эпоха Юрия Петровича Киселёва, лауреата госпремий, народного артиста СССР, который возглавлял театр с 1943 по 1996 год, и имя которого театр носит сегодня.

Под руководством Юрия Петровича Киселёва были сформулированы основные эстетические принципы, которым Саратовский театр юного зрителя следует и по сей день. Это концепция театра особого назначения, истинно семейного театра, исповедующего идеи милосердия и человеческого достоинства, где спектакли вместе с детьми обязательно смотрят и их родители.

В 1998 г. Саратовскому ТЮЗу присвоено почетное наименование «академический». В 2004 году театр получил приз Фонда Ролана Быкова «За верность большому искусству и маленькому зрителю» как лучший детский театр России.

Выступление руководства театра вызвало интерес собравшихся и на заданные из зала вопросы прозвучали следующие ответы.

Вопрос: Игорь Михайлович, Вы работали и в театре драмы и в ТЮЗе. Есть ли разница между актерами этих театров и если есть, то в чем она?

Игорь Баголей (директор театра): Есть. Все актеры прекрасны, но в ТЮЗе есть ощущение того, что взрослые люди остаются с чистой и ранимой душой. И эта детская искренность, непосредственность — подкупают. Вот также искренне на этом фестивале сыграли корейцы «На дне». Очень чисто и по-детски. Меня прямо несколько раз, по нашему говоря, «торкнуло».

Илья Ротенберг (режиссер): нет такой спецификации в обучении как «режиссер детских спектаклей» или «актер театра юного зрителя». Это такой же актер, который должен играть и собачку (а он должен) и Гамлета. Но он не должен играть только собачек. Иначе он деградирует. Как артист и как личность.

Вопрос: Вчера питерские актеры жаловались, что классика уходит из школы. Каково Ваше мнение на этот счет?

Илья Ротенберг: Нельзя свозить школьников в театр автобусами. Это порочная практика. Нельзя молодому еще человеку объяснить малопонятные ему чувства, переживания, и на уроке вложить их ему в голову или в сердце. Но однажды человек должен понять: «Мне сейчас нужен Чехов» и прийти в театр. А школа ему должна подсказать, что есть такая возможность.

Игорь Баголей: На философские вопросы человек отвечает не только молодой. И не только зрелый. В любом возрасте перед ним стоят вопросы «В чем смысл жизни? Зачем я живу?». И театр должен помочь на них ответить. Тогда на наш спектакль придут люди. Поэтому мы ставим классику. Но для этого мы и новых драматургов ставим.

Алексей Логачев (главный режиссер театра). Да, тут мы выходим на определение политики театра. Мы должны ответить на вопрос «Зачем нужен ТЮЗ?». А он должен укреплять семью, формулировать ей темы для обсуждения. В этом его главная миссия. Не секрет, что по мере взросления ребенка тем для разговора между родителями и детьми становится всё меньше. Они расходятся во взглядах, всё меньше общаются. А театр дает пищу для размышлений, готовит почву для обсуждения важных тем. А кроме того ТЮЗ должен пользоваться авторитетом у взрослых, а то он не будет пользоваться популярностью у их детей. Одно без другого невозможно. Будут любить ТЮЗ взрослые — полюбят театр и дети. Не должно быть отношения к театру юного зрителя как к яслям: пока маленький — ходит в ТЮЗ, вырастет — пойдет в драму. У нас сломали эту тенденцию, потому что всегда боролись за смешанный зал. За семейный.

Илья Ротенберг: Да, нельзя затевать в ТЮЗе проходные спектакли для коллективного завоза на них школьников. Надо понять, что Горький может быть нашим собеседником общим. А об этом как-то забывают подумать. А если понять, то спектакль станет иным и будет способствовать росту зрителей и актеров.

Вопрос: То есть, Горький по-прежнему актуален?

Алексей Логачев: Вы извините, но по-моему глупо доказывать необходимость Чехова в театре. Также и Горького. Прямо начинаешь чувствовать себя неловко. Что, кто-то реально против? А актуальность классика — не в авторе и не в режиссере. Она в зале зрительском. Только там. Есть отклик — есть актуальность.

В конце встречи актеры поблагодарили организаторов фестиваля за гостеприимство. Подчеркнув, что им есть с чем сравнивать нижегородское радушие.

Напомним, что Саратовский ТЮЗ неоднократно становился участником международных фестивалей и гастролировал в Польше, Хорватии, Латвии, Литве, Болгарии, Италии, Германии, Франции, Белоруссии, США, Японии и других странах.

В этом календарном году нынешний фестиваль для театра уже второй. Буквально в конце прошлого сезона, летом, театр успешно выступил на «Фабрике Станиславского» в Москве.