Родители не зря выступают против второго иностранного языка — педагог
По данным недавнего опроса на сайте «Российской газеты», более 65% родителей недовольны качеством изучения второго иностранного языка в российских школах. При этом более 64% родителей школьников считают, что для большинства учеников второй язык вовсе не нужен.
По действующим школьным стандартам (ФГОС ОО), утвержденным в 2010 году, в 5–9 классах второй иностранный язык — это обязательная часть программы обучения. Вводить его в программу планировали постепенно. Идея была в том, что за десять лет и учителя появятся, и школы успеют подготовиться. Однако не появились, не успели.
По данным ВЦИОМ, 63% граждан России считают, что знать иностранные языки важно и нужно. При этом только 5% владеют свободно английским языком и 1% — немецким.
С чем связаны негативные оценки родителей по поводу второго иностранного языка в школе и имеют ли они под собой основание, рассказала ИА Красная Весна преподаватель немецкого и английского языков Елена Иванова.
ИА Красная Весна Согласны ли вы с мнением родителей о качестве преподавания второго иностранного языка в школе? С чем это связано?
— С оценкой родителями качества преподавания второго иностранного языка в школе трудно не согласиться, это действительно чаще всего профанация. Более того, уровень преподавания первого иностранного языка также оставляет желать лучшего. И дело не в том, что не хватает специалистов, а в системном разгроме отечественной школы.
Выпускники профильных факультетов педагогических вузов, как правило, идут поначалу работать в школу, несмотря на маленькие зарплаты. Однако долго в системе не задерживаются и в скором времени ищут школе альтернативу.
При этом в каждом большом городе России насчитываются десятки коммерческих языковых школ и сотни репетиторов. Почти каждую школу окружают кольцом многочисленные студии, классы и офисы негосударственных учреждений, оказывающих образовательные услуги.
Коммерческие компании предлагают родителям и школьникам дать знания, которые не может дать школа.
ИА Красная Весна Почему школьный учитель не может в итоге дать полноценные знания по иностранном языку?
— Складывается ситуация, при которой даже самый хороший школьный учитель изначально лишен возможности выполнить свою главную функцию — дать ребенку системное и полноценное образование. Классы переполнены, учебные программы составлены таким образом, что освоить их без вреда для здоровья (как физического, так и душевного) почти невозможно, а отступать от предложенных программ школьный учитель не имеет права.
Из-за нехватки кадров и по причине маленьких зарплат учителя часто работают в две смены, заполняют бесчисленные отчеты, графики, анкеты, электронные дневники и прочие, не относящиеся к их преподавательской деятельности бумажные и электронные документы.
У школьного учителя не остается времени на осмысление своего труда и на творческий поиск путей развития своей педагогической практики. В результате чего даже самый стойкий педагог очень быстро «выгорает».
Возникает чудовищная разница между тем, на каком уровне ведется обучение иностранному языку в школах и тем, как иногда учат на коммерческих курсах.
Поэтому многочисленные репетиторы, обладающие свободой выбора, становятся настолько востребованы. Из школы буквально выдавливаются кадры, которые перетекают в коммерческие структуры. И это касается не только учителей иностранного языка. Не менее востребованы репетиторы начальных классов, а также специалисты, занимающиеся подготовкой выпускников 9-х и 11-х классов к экзаменам.
ИА Красная Весна Как такая ситуация с обучением иностранного языка в школе сказывается на родителях?
— Выступающих против второго иностранного языка родителей можно понять. Они точно знают, что проблема освоения предмета ляжет на их плечи: опять придется бегать по курсам и репетиторам, выискивать на это время и деньги. Ни для кого не секрет, что многие дети первую смену учатся в школе, а вторую половину дня до ночи проводят с частными учителями.
Иногда это заканчивается тем, что семьи забирают детей на так называемую «семейную форму обучения», потому что ребенок не может круглые сутки латать дыры в знаниях, которые он не получает в школе. Но! Так решить проблему могут только очень обеспеченные люди. Большинство же детей лишаются возможности получить мало-мальски качественное образование.
ИА Красная Весна Насколько повлияли на обучение иностранному языку меры, введенные во время пандемии коронавируса?
— Объявленная пандемия коронавируса, эксперименты с дистанционным обучением, а также повсеместное внедрение цифровой образовательной среды добивают остатки традиционной школы.
Находясь в традиции, школа все еще стремиться по старинке учить и воспитывать, хоть у нее теперь нет этой задачи.
Но складывается впечатление, что идет зачистка именно этой традиции и выстраивается новая система формирования «нового» человека.
Видимо, такого человека, о котором говорил бывший министр образования Андрей Фурсенко, а ныне действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, заявивший, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».