В правительстве РФ заявили о необходимости перестройки системы образования
Традиционные подходы к обучению не позволяют раскрыть потенциал современной молодежи, заявил премьер-министр Михаил Мишустин 5 июля во время выступления на международной промышленной выставке «Иннопром-2021».
Мишустин сообщил, что под влиянием научно-технического прогресса появляются новые профессии, вследствие чего возникает необходимость перестройки всей системы образования. По его мнению, традиционная школа не позволяет раскрыть все способности современной молодежи.
«Молодые люди сейчас имеют практически неограниченный доступ к информации, а также обладают развитыми цифровыми компетенциями. И традиционные подходы к обучению уже не позволяют в полной мере раскрыть их потенциал. Школа должна более гибко реагировать на изменения, которые связаны с научно-техническим прогрессом», — пояснил глава правительства РФ.
Ранее, 3 июля, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев заявил, что система образования нуждается в реформировании. По его мнению, школьники должны изучать только те предметы, которые их интересуют.
Напомним, 9 июня ректор «Университета Национальной технологической инициативы 2035» Нина Яныкина сообщила, что большим преимуществом современной молодежи является клиповое мышление, сформированное в соцсетях, которое позволяет ей лучше ориентироваться в потоке информации.
Перед этим, 5 июня, министр науки высшего образования РФ Валерий Фальков признал падение культурного уровня выпускников вузов из-за увлечения социальными сетями. По его мнению, решать проблему еще рано — она еще не дошла до крайней точки.
Безусловно, система образования должна учитывать потребности экономики и готовить специалистов, которые будут способствовать ее подъему. Однако это не означает, что увлечение молодежи интернетом и гаджетами, а также присущее ей клиповое мышление (что, по сути, и есть «цифровые компетенции», названные премьер-министром) должны являться причиной перестройки системы образования. Ведь тем самым происходит нарушение причинно-следственной связи: школа должна изменять детей, а не наоборот.
Кроме того, потребности экономики отнюдь не ограничиваются цифровизацией и автоматизацией. Остатки советской промышленности, лежащие в основе российской экономики, можно и нужно роботизировать и автоматизировать, но этого мало. Объем промпроизводства, составляющего основу экономики развитых стран, в РФ упал в разы по сравнению с СССР. Страна фактически утратила технологическую независимость, «встроившись» в глобальную экономику. Необходимо восстанавливать промышленность и энергетику до уровня, который сможет обеспечить все потребности страны, для чего потребуются различные специалисты, а не только «цифрового» профиля.
В советское время именно традиционная школа смогла обеспечить потребность в таких специалистах и вывести страну на одно из лидирующих мест в мире. По всей видимости, перед российским правительством стоит задача вписаться в глобальную экономику, а не обеспечить независимость национальной экономики в условиях всё более осложняющейся международной обстановки.