1. Культурная война
  2. Классическая музыка
Мадрид, / ИА Красная Весна

Испанские ученые поставили точку в 200-летнем споре о творчестве Бетховена

Эдуард Франкфорт. Богословский спор. 1888 год.
Эдуард Франкфорт. Богословский спор. 1888 год.

Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен неправильно записывал значения метронома в своих произведениях, говорится в исследовании ученых Университета Карлоса III в Мадриде, опубликованном 16 декабря в журнале PLOS One.

Согласно сообщению, Бетховен был одним из первых композиторов, который начал использовать метроном, изобретенный Иоганном Непомуком Мельцелем в 1810-х годах. Однако записи скорости исполнения произведений известного композитора нередко озадачивали музыкантов.

Дело в том, что если в точности следовать темпу, который указал Бетховен, то произведения получаются слишком быстрые. В итоге дирижеры разделились на два лагеря — кто-то брал темп в точности, как написано у Бетховена, а кто-то играл медленнее, в «романтическом» стиле.

Ученые решили самостоятельно собрать метроном по патентным записям и фотографиям прежних лет и сравнить его с современными метрономами. Составив математическую модель для метрономов, ученые проанализировали все симфонии Бетховена в исполнении 36 дирижеров. В общей сложности на компьютере обработали 169 часов музыки.

«Темпы, заданные композитором, слишком быстрые — до такой степени, что музыканты в любом случае стремятся замедлить их», — говорится в статье.

В результате ученые пришли к выводу, что Бетховен ошибался при работе с метрономом. Окончательно убедиться в этом исследователи смогли, увидев отметку «108 или 120» в рукописи Девятой симфонии.

«Это отклонение можно объяснить тем, что композитор считывал шкалу прибора под грузом, а не над ним. В конечном счете, это обычная проблема использования новой техники», — сообщили ученые.