1. Социальная война
  2. Граждане России и Интернет
Москва, / ИА Красная Весна

Эксперт заявила об ослаблении мышления у детей, проводящих все время в Сети

Цитата из х∕ф «Нирвана». Реж. Габриэле Сальваторес. 1997 год. Италия. Франция
Цитата из х∕ф «Нирвана». Реж. Габриэле Сальваторес. 1997 год. Италия. Франция

Переизбыток интернета в жизни ребенка может привести к снижению его способностей к абстрактному мышлению, заявила лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и сравнительного языкознания Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Вера Пищальникова 5 января, сообщает ТАСС.

«Самая главная опасность (использования гаджетов) — в деградации собственно мышления, которое человечество „заработало“ в процессе длительной эволюции. Под влиянием культуры и технологий, внешне облегчающих человеку жизнь, происходят серьезные изменения в наших нейрофизиологических процессах, которые не заметны для „пользователя“, но исследователи их очень четко отмечают», — рассказала лингвист.

Она сослалась на канадского культуролога и филолога Маршалла Маклюэна, который развивал концепцию связи содержания мышления со способами его формирования.

«Проще говоря, средства получения и представления знания — это технологическое продолжение органов чувств человека, а значит технологии влияют на восприятие и понимание мира. И если речевое мышление у формирующегося ребенка не поставлено в нужном возрасте родителями и школой, познание таким ребенком мира будет осуществляться с помощью знаков, в изобилии представленных в сети. Это знаки наглядные, снижающие степень абстрактности собственного человеческого мышления», — пояснила Пищальникова.

По ее словам, та простота, с которой можно получить готовый ответ из интернета, сдерживает эволюцию мозга, поскольку нет необходимости до всего доходить своим умом, что естественным образом позволяет обойтись мозгом попроще.

«А сеть делает все, чтобы никакого „своего ума“ у ребенка не возникало. Мы постоянно говорим о том, что информация качественно усложняется и растет количественно. А мозг в популяции людей начинает упрощаться, потому что никаких радикальных условий, которые заставили бы его приспосабливаться к характеру информации, пока нет», — пояснила Пищальникова.

По ее словам, интернет своей простой системой знаков отчасти лишает необходимости формировать сильный речевой аппарат для ребенка. В результате его речь становится примитивней, что негативно влияет на мышление.

По данным 2016 года, только 2% российских учащихся 15-летнего возраста показали способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать простые гипотезы и выводы.

«Всего за 30 лет сформировалась устойчивая тенденция примитивизации речи. И понятно почему: в поисковую строку необязательно вводить предложение — сеть генерирует высказывания сама», — отметила Пищальникова.

По словам Пищальниковой, в лучших университетах мира просто запрещено пользоваться интернетом во время занятий.

Профессор заявила, что государство должно активно вмешаться в информационное пространство. По ее мнению, оно должно выразить свою позицию к происходящему в сети, назвав, то, что, по мнению государства хорошо, а что плохо.

Также она призвала к повышению требований к поступающим в вузы, не исключая тех, кто поступил на платное отделение.