logo
  1. Социальная война
  2. Воспитание детей
Новость, / Москва

Педагог: суть не в том, какой детдом, а в том, кто им руководит

Нижнеисетский детский дом. 1938Нижнеисетский детский дом. 1938
wikimedia.org

Разрушать систему детских домов недопустимо, заявил член правления Международной Макаренковской ассоциации Владимир Морозов 2 октября, выступая на всероссийской научно-практической конференции, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В Общественной палате РФ прошла всероссийская конференция с международным участием: юбилейные Калабалинские чтения «Воспитание гражданина — дело государственной важности», приуроченная к Международному дню социального педагога и Дню учителя.

Владимир Васильевич Морозов, воспитанник Калабалина С.М., кандидат педагогических наук, член правления Международной макаренковской ассоциации, свое выступление посвятил работе педагогов в детских домах.

«Сколько нужно душевной энергии, чтобы вырастить человека! Воспитание человека — есть искусство живое, творческое, и при этом педагог должен быть профессионалом. Педагогика не только профессия, это состояние души. Я многому научился у Семена Макаренко, при чтении его работ рождаются мысли, которые предсказывают направления педагогического действия. Вспоминаю слова Калабалина: „Говорят, что некому защищать детей-сирот. Да я самый главный защитник, потому что я директор этого дома. Это мне государство доверило, и я самый главный их защитник, ответственный за соблюдение прав ребенка“. Сегодня мы забываем об этой истине. Суть не в том, какой детдом, а в том, кто им руководит, кого мы туда послали отцом или матушкой быть для детей-сирот», — сказал Морозов В.В. в своем выступлении.

Владимир Васильевич отметил, что воспитание сирот — дело тонкое и деликатное. «Вы когда-нибудь видели, какие глаза бывают у детей, если их возвращают в детский дом? Они уже ни во что не верят, они разочарованы, и это глубокая душевная травма на всю жизнь.Поэтому я считаю недопустимым разрушение системы детских домов. Но при условии детский дом не должен быть казармой или просто присутственным местом для детей-сирот», — отметил Морозов.

Он рассказал о том, что нужен детский дом со своим укладом и традициями, в котором его воспитанники встретят настоящих педагогов. В таком детском доме может зародиться настоящее человеческое братство, дающее чувство защищенности.

Событийная общность, в которой дети идут вместе по жизни, создает символический спасательный круг, хранимый общей памятью и духовным порывом творить добро, согревать и подпитывать энергией оптимизма друг друга.

Отметим, участники конференции обсудили вопросы изучения наследия выдающихся педагогов Макаренко А.С. и Калабалина С.М.

Семен Афанасьевич Калабалин руководил детскими домами, их контингент всегда — трудные дети. Итог его работы: количество спасенных от безнадзорности, от сиротского прозябания детей — тысячи; процент брака — ноль. Как подчеркивал А.С. Калабалин, важнейшая задача воспитания — формирование Человека в человеке — гражданина Отечества. Все его педагогическое наследие посвящено этой идее. В основе его педагогических приемов всегда была педагогика любви.

Сейчас взят курс на закрытие детских домов. Есть мнение, что любая семья будет лучше для ребенка, чем детский дом. На детские дома сейчас возлагается миссия поскорее найти ребенку приемную семью. Эта концепция опирается на заведомо ложный посыл о том, что любая, даже самая плохая семья, лучше, чем самый хороший детский дом. И повсеместно, опираясь на некомпетентное мнение чиновников, не принимая во внимание результаты научных исследований и огромный практический опыт нашей страны, уничтожаются детские дома.