Проханов о премьере спектакля «Крот»: Евгений Евтушенко — символ изуверства
Стремлением проникнуть в тайну распада Советского Союза назвал писатель Александр Проханов спектакль «Крот» Сергея Кургиняна, премьера которого состоялась 5 октября в московском театре «На досках», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
По мнению писателя, при распаде СССР «Царствие небесное» покинуло нашу Родину. А на его месте обосновались бесы, химеры, черные валькирии.
Читайте также: Проханов: с распадом СССР Россия потеряла связь с «Царствием небесным»
По словам Проханова, пьеса наполнена фантасмагорическими образами. Например, образ поэта-шестидесятника Евгения Евтушенко является «метафизическим символом» распада страны, «неверности» и «изуверства» по отношению к собственной стране и народу.
По мнению писателя, образы Евтушенко, Юрия Андропова, рассказ о смерти Петра Машерова, феноменология Михаила Горбачева и его супруги — «все это не персонажи, не герои, не характеры, не души и не судьбы. Все это метафизические категории, которыми режиссер и автор этой пьесы хотел хоть как-то объяснить эту величественную и ужасную тайну, когда Царствие небесное покидало нашу Родину».
Проханов обращает внимание, что вся эстетика пьесы, которая «демонстрирует движение, смещение тектонических платформ и разрушение кристаллов бытия», направлена на то, чтобы показать «таинственную и мистическую драму» распада Советского Союза.
Но при этом Проханов верит в возвращение «Царствия небесного» на нашу Родину. «За пять секунд до апокалипсиса часы, которые показывают окончание времен, загадочным образом остановятся, и время пойдет вспять. И в этой тьме возникнет скважина, возникнет просвет, возникнет полынья, сквозь которую из темного небытия опять на нашу родину спустятся восхитительные крылатые существа, божественная субстанция русских времен», — заявил писатель.
Напомним, главный герой пьесы «Крот» Сергея Кургиняна страстно желает остановить длящиеся более 25 лет разложение и регресс, властвующие на постсоветском пространстве после распада Советского Союза. Для этого он вынужден выявить те процессы, которые привели к перестройке, завершившейся концом страны, и найти путь к возрождению России.
Перед его мысленным взором проходят люди, которые являлись двигателями и проводниками этих губительных процессов. Один из действующих героев пьесы — поэт Евгений Евтушенко представлен «лидером общественного мнения» тех лет, собирательным образом творческой интеллигенции, которая появилась после хрущевской оттепели. Эта интеллигенция завоевала фактически безграничное доверие советского общества, а затем направила его энергию на разрушение своей страны. С тем, чтобы потом, привив обществу огромный комплекс вины за мнимые преступления предыдущих поколений, равнодушно оставить его голодать, перебиваться случайными заработками, погибать в горячих точках и терактах.
Обсуждая приход к власти Михаила Горбачева, центральный персонаж пьесы вспоминает обстоятельства трагической гибели первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова, а также скоропостижную смерть члена Политбюро ЦК КПСС Федора Кулакова.