Биолог УрФУ рассказал о современных методах избавления от тополиного пуха
Замена на городских улицах тополей яблонями и березами не станет решением проблемы, эффективнее будет использовать способы, позволяющие избавиться от тополиного пуха. Рекомендации доцента кафедры экспериментальной биологии и биотехнологий Уральского федерального университета (УрФУ) Александра Ермошина для решения проблемы тополиного пуха 6 июня опубликовала пресс-служба вуза.
Причиной, по которой тополя массово высаживали в городах во второй половине XX века, была их неприхотливость, устойчивость к российскому климату, быстрый рост, хорошая переносимость обрезки. Кроме того, они хорошо справляются с главной задачей зеленых насаждений на улицах городов, фильтруя воздух и выделяя большое количество кислорода.
А причиной, по которой они не стали идеальными деревьями для городских насаждений, — это пух, который в начале июля появляется на улицах, забивает системы вентиляции, водостоки, залетает в квартиры и так далее. Кроме того, он горюч и иногда становится причиной возгораний.
Александр Ермошин отметил, что тополя, конечно, можно заменить на липы, яблони или другие виды деревьев, но это будет дороже для городского бюджета и в конечном счете для горожан.
«У деревьев разный коэффициент воспроизводства. У тополей высокая продуктивность, хорошее размножение, поэтому за несколько лет саженцы получаются в огромном количестве. У яблонь будет совершенно другой коэффициент воспроизводства. У лип еще меньше. Поэтому деревья будут дороже. Кроме того, у деревьев отличается и срок жизни. К примеру, яблони живут в среднем около 90–100 лет, но в городе их высаживают на 40–50, потому что затем они начинают болеть, становятся неэстетичными, и их нужно заменять», — пояснил Ермошин.
Для уральского климата более всего подходят хвойные деревья, но они плохо переносят запыленность и загазованность. Березы могли бы стать заменителем тополей, но их пыльца является одним из мощнейших аллергенов. Американский (ясенелистный) клен, который российские озеленители неосторожно высадили в городах, является злостным древесным сорняком.
«Нередко в городах растет клен, — рассказывает биолог о клене ясенелистном. — Неприхотливое растение, но с ним так же, как с борщевиком Сосновского, надо бороться. Это вид-вселенец, который разрушает местные экосистемы. Из-за своей живучести является одним из самых агрессивных древесных сорняков».
Ученый считает, что решить проблему пуха у тополей можно двумя способами: или высаживать мужские экземпляры, у которых нет пуха, или вырезать у деревьев ген, отвечающий за пушение.
«Значительная часть тополей имеет детерминированный пол — либо женский, либо мужской. Но есть небольшая доля тополей, у которых в геноме присутствуют генетические маркеры и мужского, и женского пола. И такие растения могут менять пол. Обычно это происходит в стрессовых условиях, например, когда их сильно подрезают. Но таких растений немного», — сообщил биолог.
Выбрать мужские экземпляры можно по морфологическим и генетическим признакам. Однако для первого способа необходимо, чтобы саженцу было 7–10 лет, тогда как по генетическим маркерам пол можно определить за несколько часов. Далее отобранные экземпляры можно размножать вегетативно и тем самым полностью решить проблему с пухом, советует Александр Ермошин озеленителям.
Также, теоретически, у тополей можно удалить в геноме участки, отвечающие за пушение, добавил биолог, однако это направление исследований в России законодательно ограничено.
Читайте также: Рубить нельзя высаживать. Стоит ли убирать тополя из-за назойливого пуха