В Южной Африке оценили последствия перемен в агропроизводстве Европы

Изображение: (cc) South African Tourism
Ферма в ЮАР
Ферма в ЮАР

Проблемы и перспективы южноафриканских стран, вызванные переходом ЕС к новой стратегии агропроизводства, описали Вандиле Сихлобо, главный экономист Палаты аграрных предприятий Южной Африки в соавторстве с Тинаше Капуя из Альянса за зеленую революцию для Африки в Найроби, в статье, опубликованной 27 октября на сайте Econ 3×3.

Европейский Союз стремится реализовать срочные политические меры по борьбе с изменением климата. В своем целевом плане по климату на период до 2030 года ЕС стремится сократить выбросы парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 года.

С этой целью ЕС разработал стратегию «от фермы к вилке» — это новый подход, который обеспечивает эффективный вклад сельского хозяйства, рыболовства и всей продовольственной системы в достижение поставленной цели. Эта стратегия входит в состав более широкой инициативы — Европейского зеленого курса.

В стратегии перечислено 27 мер. Сюда входят производство продуктов питания, переработка, розничная торговля, отходы и другое. Начало их реализации ожидается после 2022 года, чтобы дать регулирующим органам и участникам продовольственной системы время для перехода к новому политическому режиму.

У стратегии четыре широких столпа:

Потребительский спрос. Основное внимание уделяется маркировке пищевых продуктов и созданию устойчивой системы маркировки, охватывающей аспекты питания, климата, окружающей среды и социальные аспекты пищевых продуктов. Требования к маркировке призваны дать потребителям возможность принимать осознанные решения в отношении здоровья и устойчивого развития.

Производство продуктов питания. В нем излагаются основы устойчивого производства путем установления целевых показателей по сокращению использования удобрений и пестицидов и пересмотра законодательства, касающегося кормовых добавок и защиты животных.

Поведение в отрасли. Это требует от агробизнеса и других участников продовольственной системы конкретных обязательств в отношении здоровья и устойчивости. ЕС разработает кодекс поведения по развитию бизнеса и маркетинговой практики и потребует от агробизнеса интегрировать вопросы устойчивости в свои корпоративные стратегии.

Торговая политика. Тут требуется приверженность принципам ЕС со стороны третьих стран по поводу использования пестицидов и защиты животных, а также борьбы с устойчивостью микробов к антибиотикам.

ЕС стремится заставить другие страны, в том числе ЮАР, соблюдать новые правила, если они хотят и дальше получать доступ к его прибыльному рынку. Это поднимает вопросы о способности и потенциале адаптации Южной Африки, а также о рисках и возможностях, которые нормативные акты представляют для будущего доступа на рынок ЕС.

Южноафриканские производители, а также производители из остальных стран Южноафриканского Таможенного союза и Мозамбика могут столкнуться с рядом проблем.

Регулирующим органам и участникам продовольственной системы может потребоваться некоторое время, чтобы привести свою политику, нормативные положения и бизнес-решения в соответствие с возникающими требованиями продовольственной системы. Политические циклы и политические процессы могут привести к запаздыванию от 3 до 5 лет. Это, вероятно, приведет к переходной фазе регулятивной и политической неопределенности.

На протяжении многих лет южноафриканские агропромышленные предприятия должны были соблюдать строгие нормативные стандарты ЕС. Также постоянно увеличивается набор частных стандартов. Они варьируются от отслеживаемости до воздействия аллергенов, надлежащей практики ведения сельского хозяйства и детского труда, и это лишь некоторые из них.

Они также включают в себя различные виды сертификации. Фермерские домохозяйства с ограниченными ресурсами редко могут позволить себе такие высокие затраты на принятие новых правил и сертификации. Без финансовой поддержки большинство мелких фермеров неизбежно будут лишены доступа к экспортным рынкам.

Одна область, в которой у Южной Африки может быть место для увеличения доли рынка, — это генетически модифицированные (ГМ) продукты. Южная Африка производит некоторые ГМ-культуры. Но в настоящее время ЕС имеет очень жесткие ограничения на импорт ГМ. Однако в настоящее время он пересматривает свои правила в отношении ГМ-культур.

В ЕС набирает вес мнение, что продукты, полученные новыми геномными методами, могут внести свой вклад в устойчивые агропродовольственные системы в соответствии с целями Европейского зеленого курса и стратегии «от фермы к вилке».

Изменение ее политики может открыть новые экспортные возможности для Южной Африки.

Еще одна область роста — это премиальные продукты, произведенные из органических продуктов. В Южной Африке существуют коммерческие экспортные цепочки создания стоимости, которые уже соответствуют новым правилам в этом секторе.

Однако эти продукты по-прежнему нацелены на нишевые рынки ЕС. Но стратегия «от фермы к вилке» стремится сделать их мейнстримом. Это может быть возможностью для Южной Африки, если фермеры смогут начать производить большие объемы по относительно конкурентоспособной цене.

Еще одна возможность возникает из прогнозов, что к 2050 году мировой спрос на продукты питания вырастет на 60%. Немногие страны — члены ЕС могут выделить достаточно земли для производства и обеспечить соответствие предложения для удовлетворения этого спроса. Таким образом, предполагается, что ЕС будет всё больше зависеть от импорта продовольствия.

В Южной Африке есть не менее 1,3 млн гектаров дополнительных пахотных земель, которые можно рационально ввести в производство.

На этом фоне Южная Африка может продолжать расширять свое производство, чтобы удовлетворить всё более значительную часть потребностей ЕС в продовольствии. Это вдвойне верно, если местные продовольственные системы адаптируются и согласовываются со стандартами, чтобы соответствовать любым новым нормативным стандартам.

Но сельскохозяйственному сектору страны также придется повысить свою квалификацию, когда дело доходит до технологических инноваций. Технические изменения должны будут включать внедрение технологий, которые уменьшат углеродный след агропродовольственной системы, а также увеличат урожайность устойчивым образом.

Частью этого процесса будет расширение внедрения высокоурожайных, устойчивых к засухе и вредителям генетически модифицированных культур. Это позволит фермерам использовать меньше земли для производства большего количества продуктов питания. Это также позволит выделить больше земли для сохранения и увеличит потенциал связывания углерода.

Необходимы целенаправленные и стратегические меры, поддерживающие соблюдение нормативных требований. Без этого существует реальная вероятность того, что фермеры с ограниченными ресурсами останутся вне новой «устойчивой агропродовольственной системы» из-за отсутствия у них финансовых и технических возможностей для соответствия новым стандартам.

Это только усилит разрыв неравенства и расхождения между неформальной и формальной продовольственными системами. Преимущество первопроходца для участников производственно-сбытовой цепочки ЕС может потенциально вытеснить африканских экспортеров к югу от Сахары на рынках, если принятие правил займет больше времени, чем первоначально предполагалось.

Перемещение «плохого производства» в Южную Африку: производители продуктов питания, которые не могут соблюдать положения стратегии «от фермы к вилке», потенциально могут переместить части своей производственно-сбытовой цепочки в Южную Африку, ориентируясь на экспорт на Ближний Восток, Дальний Восток и другие страны. В Азии пищевые стандарты гораздо менее строгие. Без какого-либо давления с целью соблюдения экологической устойчивости типы технологий, которые будут реализованы в Южной Африке, могут нанести ущерб континенту в долгосрочной перспективе.

Частному сектору, возможно, потребуется предоставить значительную техническую и финансовую поддержку, чтобы облегчить переход Южной Африки и привести ее нормативную среду в соответствие с акцентом на здоровье и устойчивость.

В долгосрочной перспективе ожидается, что с гармонизацией стандартов и практик также произойдут структурные изменения продовольственной системы таким образом, чтобы прибыль производственно-сбытовой цепочки не накапливалась непропорционально за счет фермеров. Это потребует более высокого уровня прозрачности во всех частях и аспектах продовольственной системы Южной Африки.