В Госдуму внесен законопроект, разрешающий сносить хорошие дома
Поправки к Градостроительному, Земельному и Жилищному кодексам, которые позволят сносить любые дома, даже в хорошем состоянии, для «комплексного развития территорий» в регионах, внесены в Госдуму, 21 сентября сообщает газета «Коммерсантъ».
Как и в программе реновации, решение о сносе дома принимается местными властями после одобрения двумя третями жильцов, чтобы отвести дом из-под сноса — достаточно воли одной трети жителей дома. Так же предусматривается расселение жильцов в квартиры с таким же количеством комнат и с не меньшей площадью в том же районе города или денежная компенсация.
«В законопроекте не идет речи о принудительном переселении жильцов многоквартирных домов. Предусматривается возможность обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора в случае, когда договор о переходе права собственности на жилое помещение не заключается в течение 90 дней», — заявил один из авторов законопроекта сенатор Николай Журавлев.
Хотя самого слова «реновация» в законопроекте нет, многое взято из этой программы, уже запущенной в Москве в 2017 году. В январе 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин предложил распространить опыт на регионы, посчитав, что модель реновации уже достаточно обкатана в столице.
Законопроект предусматривает возложить на местные бюджеты финансирование этих программ, средств из федерального бюджета на комплексное развитие территорий в регионах не предусматривается.
При этом законопроект предусматривает привлечение средств к строительству новых домов через аукционы, в которых смогут участвовать компании, работающие в строительстве жилых многоквартирных домов более 3 лет и сдавшие не менее 5 тыс. квадратных метров жилья.
Программа комплексного развития территорий предусматривает обновление жилищного фонда в тех районах, где половина зданий — это ветхие дома, самострой, а также многоквартирные дома, предназначенные для реконструкции или под снос. Остальная половина зданий в районе могут быть хорошими, но согласно программе, также могут быть снесены — это положение вызывает критику.
«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?», — отмечает глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская.
Также Хованская недоумевает, зачем под этот законопроект нужно вносить поправки в Жилищный кодекс, поскольку адресные программы сноса и строительства жилья «вообще не являются предметом регулирования» Жилищного кодекса РФ.
По мнению депутата, вызывает вопросы формулировка в законопроекте о том, что дом может быть включен в программу двумя третями голосов собственников и нанимателей пропорционально «общему числу жилых помещений», тогда как при выходе из программы в расчет принимаются лишь голоса собственников без отсылки к площадям квартир.