Ученые нашли способ предохранить самолет от попадания молнии
Способ снизить вероятность попадания молнии в летящие самолеты нашла группа исследователей из Массачусетского технологического института. Результаты их разработок опубликованы 20 декабря в статье в журнале Journal of Geophysical Research: Atmospheres.
Ученые сначала рассчитали, а позднее убедились при помощи эксперимента на уменьшенной модели самолета в том, что придание корпусу самолета отрицательного заряда снижает риск попадания в него молний на 30%.
Как известно, для возникновения молнии необходимо два противоположно заряженных электрода. В природе такими заряженными объектами являются поверхность земли и тучи. При этом для возникновения пробоя нужны ещё и острые углы, с которых заряд стекает гораздо интенсивнее, чем с остальной поверхности.
У самолета такими острыми углами оказываются крылья. И ученые обнаружили, что, поскольку конструкторы самолетов стремятся к тому, чтобы любой статический заряд, образовавшийся на поверхности самолета, немедленно стекал в атмосферу, то, как только самолет попадает в сильное электрическое поле, он начинает испускать так называемых «лидеров» молнии. Сначала положительный, а вскоре после него — отрицательный. Иными словами, это не молния попадает в самолет, это самолет провоцирует молнию.
Эксперимент показал, что придание самолету отрицательного статического заряда повышает необходимую для инициации разряда напряженность электрического поля на 30%. Это на практике означает, что самолет сможет пролететь без удара молнии через такие грозовые фронты, которые раньше привели бы к удару молнии.