Депутат ГД: Россия отказалась платить взнос в ПАСЕ за 2018 год
Россия не станет уплачивать треть своего членского взноса в Совет Европы, предназначенную для обеспечения работы Парламентской ассамблеи (ПАСЕ) из-за дискриминации с ее стороны, заявил вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой, 14 сентября сообщают Известия.
Заморозка выплат связана с лишением российской делегации права голоса на заседаниях Ассамблеи после присоединения Крыма к России. Общая сумма неуплаченных денежных средств будет составлять около 11 млн евро.
«Россия заморозила взносы в ПАСЕ, так как отказалась от участия в работе ассамблеи. Такое решение было принято в связи с дискриминационной политикой организации. Мы считаем, что пока не будет изменен регламент ее работы, смысла нашего участия в ней нет. Я напомню, что российскую делегацию полностью лишили голоса в ПАСЕ. Пока это не будет изменено, Москва не вернется к работе в Парламентской ассамблее и, соответственно, не будет платить взносы. Окончательное решение пока не принято, его принимают органы исполнительной власти. Но в любом случае, если не будет изменений регламента и права российских парламентариев не будут полностью восстановлены, Москва не будет вносить взносы и, соответственно, не вернется в ПАСЕ», — отметил Толстой.
Причем, по мнению Толстого, поскольку ПАСЕ формируется из парламентариев стран-участников Совета Европы, то «лишение права голоса — то есть права выступать в ПАСЕ — является дискриминацией народа самой крупной европейской страны».
Напомним, что Россия уже лишалась права голоса в ПАСЕ на период с 06 апреля 2000 года по 25 января 2001 года из-за военной операции в Чечне.
После присоединения в 2014 году Крыма к Российской Федерации ПАСЕ отказалась признавать законность референдума о самоопределении и резко его осудила, назвав аннексией. В начале 2015 года российская делегация в ПАСЕ была лишена права голоса. После этого российские власти приостановили свою деятельность в этой структуре. В июне 2016 года МИД РФ официально заявил о приостановке уплаты членского взноса за 2017 год.
Напряженность в отношениях между Россией и Советом Европы начала нарастать еще до присоединения Крыма к России. Одной из главных российских претензий к СЕ было несогласие с некоторыми неоднозначными правовыми позициями Европейского суда по правам человека.
В России крайне болезненно воспринимали некоторые решения ЕСПЧ, такие как «Илашку и другие против Молдовы и России» (2004 г.), «Кононов против Латвии» (2010 г.), «Маркин против России» (2012 г.), «ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против России» (2014 г.), «Анчугов и Гладков против России» (2016 г.). Многие эксперты в этой связи всерьез заговорили о кризисе политизированности ЕСПЧ.
Так, еще в 2010 году Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин в своей статье «Предел уступчивости» проблематизировал сложившийся тренд на ангажированность и политизированность некоторых решений ЕСПЧ. Кроме того, Зорькин заявил о недопустимости посягательств наднациональных структур на суверенитет национальных государств.
По мнению Зорькина, Россия в отношениях с СЕ может рассчитывать на три сценария. Первый сценарий предполагал жесточайший приоритет национального права над международным, что, по мнению эксперта, противоречило бы Конституции РФ. Второй сценарий заключался в полном подчинении национального права международным нормам. Однако это означало бы десуверенизацию. И третий сценарий, по мнению Зорькина самый оптимальный, это конструктивный диалог с взаимными уступками. Причем пределом российской уступчивости должны являться вопросы суверенитета и национальных интересов.
На сегодня очевидно, что самый конструктивный сценарий не был реализован и международная напряженность в отношениях с Советом Европы нарастает прямо пропорционально усилению его политизированности.