Исследование генома чумы раскрыло происхождение Черной смерти

Жюль-Эли Делоне. Чума в Риме. 1869

Ученые определили место возникновения источника чумы, исследовав ее древний геном, 15 июня сообщает Phys.org.

В 1347 году чума впервые проникла в Средиземное море на торговых судах, перевозивших товары с территорий Золотой Орды в Черном море. Затем болезнь распространилась по Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке, унося жизни до 60% населения в результате крупномасштабной вспышки, известной как Черная смерть. Эта первая волна в дальнейшем переросла в 500-летнюю пандемию, так называемую Вторую пандемию чумы, которая продолжалась до начала XIX века.

Истоки Второй пандемии чумы уже давно обсуждаются. Одна из самых популярных теорий подтверждает свой источник в Восточной Азии, в частности в Китае. Напротив, единственные доступные на данный момент археологические находки были сделаны в Центральной Азии, недалеко от озера Иссык-Куль, на территории нынешнего Кыргызстана.

Эти находки показывают, что эпидемия опустошила местное торговое сообщество в 1338 и 1339 годах. В частности, раскопки, которые проводились почти 140 лет назад, выявили надгробия, указывающие на то, что люди умерли в те годы от неизвестной эпидемии или «мора».

В своем исследовании ученые проанализировали древнюю ДНК из человеческих останков, а также исторические и археологические данные с двух мест, на которых были обнаружены надписи «мор». Первые результаты стали обнадеживающими, поскольку ДНК бактерии чумы, Yersinia pestis, была идентифицирована у людей с надписью 1338 года на их надгробиях.

Исследователи ранее связывали начало Черной смерти с массовой диверсификацией штаммов чумы, так называемым событием Большого взрыва разнообразия чумы. Но точную дату этого события точно установить не удалось, и считалось, что оно произошло где-то между X и XIV веками.

Теперь ученые собрали воедино полные геномы древней чумы из мест раскопок в Кыргызстане и исследовали, как они могут быть связаны с этим событием Большого взрыва. «Мы обнаружили, что древние штаммы из Кыргызстана расположены точно в узле этого масштабного события диверсификации. Другими словами, мы нашли штамм-источник Черной смерти и даже знаем его точную дату [имеется в виду 1338 год]», — сказала Мария Спайроу из Тюбингенского университета.

Бактерии чумы выживают в популяциях диких грызунов по всему миру, в так называемых резервуарах чумы. По мнению ученых, древний среднеазиатский штамм, вызвавший эпидемию 1338–1339 годов вокруг озера Иссык-Куль, должен был произойти из одного такого резервуара.

«Мы обнаружили, что современные штаммы, наиболее тесно связанные с древним штаммом, сегодня обнаружены в чумных резервуарах вокруг гор Тянь-Шаня, очень близко к тому месту, где был обнаружен древний штамм. Это указывает на происхождение предка Черной Смерти в Центральной Азии», — объяснил директор Института эволюционной антропологии Макса Планка Йоханнес Краузе.