Эксперт рассказал, чем по-настоящему опасно развитие ядерных средств Китая
Реальные, а не мифические опасности развития ядерных вооружений Китая действительно имеют место считает Дэвид Логан — кандидат наук Школы общественных и международных отношений Принстонского университета и эксперт-консультант Центра по изучению военных вопросов Китая. Свое мнение он высказал в статье, которая 18 сентября была опубликована на ресурсе «War on the rocks».
Во-первых, ядерная модернизация Китая, хотя и более скромная по сравнению с гораздо более крупными и современными арсеналами США и России, ослабляет технические ограничения, которые влияют на ядерную политику КНР, облегчая Пекину переход к более настороженной позиции, если руководство страны когда-нибудь примет такое решение.
Китай развертывает все более совершенные твердотопливные и мобильные ракеты наземного базирования, ставит на вооружение флот атомных подводных лодок с баллистическими ракетами и поставил своим военно-воздушным силам ядерное оружие.
Разработка все более точных, мобильных и живучих ракет, а также реализация полной ядерной триады с системами доставки наземного, воздушного и морского базирования расширит возможности Пекина в ядерной политике. Более точные ракеты повышают потенциальную ценность использования ядерного оружия на поле боя против вражеских войск. Призывы некоторых китайских военных повысить уровень боевой готовности ядерных сил КНР вызывают вопросы о долгосрочной траектории ядерной политики Китая.
Сообщается, что Китай работает над космической системой раннего предупреждения, которая могла бы осуществлять переход (арсенала ядерного оружия — прим. ИА Красная Весна)к готовности к запуску по предупреждению данной системы, если такое решение будет принято в будущем. В прошлом году президент России Владимир Путин объявил, что его Россия поможет Китаю в развитии потенциала раннего предупреждения. Фактически, в отчете Министерства обороны Китая за 2020 год о китайских вооруженных силах утверждается, что «Китай намерен повысить готовность своих ядерных сил к мирному времени, перейдя к позиции запуска по предупреждению с расширенными силами шахтного базирования».
Некоторые события, такие как развертывание флота подводных лодок с баллистическими ракетами с ядерными установками, могут создать новые проблемы для сопряжения боеголовок в мирное время или предварительного делегирования полномочий на запуск в определенных ситуациях. Эксперт отмечает, что заменить боеголовку на подводной лодке во время похода проблематично, равно как непонятно, как будет действовать подлодка с ЯО на борту в случае кризисной ситуации и отсутствия связи со центром принятия решения на ядерный удар.
Расширение возможностей Китая по производству ядерных материалов для коммерческих целей, может быть использовано для поддержки увеличения арсенала ядерного оружия. Недавние сообщения свидетельствуют об усилении активности в китайских лабораториях ядерного оружия и на полигонах.
Во-вторых, эксперты все чаще предупреждают, что возможное смешивание обычных и ядерных сил Китая может создать опасные риски эскалации кризиса или конфликта. Китай сейчас располагает крупнейшим и самым современным в мире набором обычных и ядерных баллистических ракет наземного базирования. Все эти ракеты находятся под контролем ракетных войск стратегического назначения Народно-освободительной армии Китая. Некоторые из этих ракет, например DF-21, могут нести как ядерные, так и обычные боеголовки.
Ракетная система DF-26, возможно, технологически способна переключаться между обычной или ядерной нагрузкой, и китайские военные источники описывают DF-26, которые быстро переходят от обычных ударов к ядерным. Мобильность этих систем увеличивает вероятность того, что ядерные и обычные части будут действовать вдали от своих гарнизонов и в непосредственной близости друг от друга. Это организационное, технологическое и географическое совпадение может затруднить для Соединенных Штатов определение того, какие системы являются ядерными, а какие — обычными.
Во время кризиса или конфликта американские удары по обычным вооружениям Китая могут непреднамеренно ухудшить ядерный сдерживающий потенциал Пекина, создавая опасную эскалацию. Точно также, усилия США по обнаружению и отслеживанию китайских обычных ракет могут быть неверно истолкованы в Пекине как подготовка к обезоруживающему первому удару по его ядерным силам. Кроме того, Соединенные Штаты могут ошибочно принять запуск обычной китайской ракеты за ядерный удар.
Эти риски, проистекающие из смешанности обычных и ядерных ракет, более выражены, если учесть, что Соединенные Штаты неверно понимают причины такого поведения Китая. Несколько американских аналитиков предположили, что Пекин, возможно, намеренно смешал свои обычные и ядерные силы, чтобы увеличить риски применения ядерного оружия и сдержать Соединенные Штаты. Хотя данная логика убедительна и некоторые китайские стратеги, возможно, пришли к пониманию потенциальных сдерживающих преимуществ смешивания, данные свидетельствуют о том, что такая ситуация, в той степени, в которой она существует, возникла в результате экономии затрат за счет использования аналогичных систем, а не желания рискованной игры.
Это несоответствие между тем, что американские и китайские аналитики считают движущей силой практики смешанности обычных и ядерных ракет, может усугубить динамику эскалации, поскольку официальные лица США ложно полагают, что Китай хорошо подготовлен к рискам такого поведения, а китайские официальные лица ложно полагают, что действия США (непреднамеренно) нацелены на ядерное оружие Китая и являются частью кампании по подрыву средств ядерного сдерживания Китая. В совокупности эта ситуация может усилить давление на Китай, чтобы он применил свое ядерное оружие, или на США, чтобы они взяли на прицел китайское ЯО, повышая вероятность опасной спирали эскалации.
В-третьих, давняя непрозрачность Китая в отношении своих ядерных сил и политики является рискованной, особенно с учетом свидетельств неправильных представлений и недопонимания между Пекином и Вашингтоном. Китай и США, по-видимому, опасно расходятся во взглядах на динамику эскалации и способность стран контролировать масштабы и интенсивность конфликта. Во-первых, в то время как американские эксперты часто указывают на возможные пути эскалации кризиса или конфликта, китайские стратеги кажутся чрезмерно оптимистичными в отношении эскалационного потенциала шагов, которые Китай может предпринять со своими ядерными силами, чтобы продемонстрировать решимость.
Это несоответствие в восприятии может привести к неправильной оценке действий или намерений другой стороны. Например, китайские военные документы описывают потенциально кризисную ситуацию, в которой необходима демонстрации решимости. Данная демонстрация включает в себя трансляцию операций с участием стратегических сил и даже запуск межконтинентальной баллистической ракеты с обычной боеголовкой по территории противника.
Хотя нет никаких данных, указывающих на то, что Китай когда-либо развертывал межконтинентальные баллистические ракеты с обычным вооружением, такие вероятные действия КНР можно легко принять за подготовку реального ядерного удара. Американский скептицизм в отношении ядерной политики Китая, включая его обещание не применять его первым, усугубляет эти риски.
Хотя скептицизм по поводу китайской политики неприменения ЯО первым может быть преувеличен, было бы опасно предполагать, что данная политика будет неизменна при всех возможных обстоятельствах. В кризисной ситуации или во время конфликта планы могут измениться. Время от времени появляются сообщения о том, что китайские стратеги и военные обсуждают достоинства политики неприменения первым, в том числе выражают озабоченность по поводу возможных попыток противника использовать политику неприменения первым ядерного оружия путем нанесения первого удара обычным вооружением по ядерным силам Китая.
Различные варианты этой дискуссии продолжаются десятилетиями и нет никаких веских доказательств того, что политика Китая «неприменения первым» изменилась (действительно, существование дебатов само по себе свидетельствует о том, что политика все еще действует). Но это не должно заставлять американских военных стратегов предполагать, что нет никакого риска в неядерных операциях, направленных на снижение боевых возможностей Китая.
Американские опасения по поводу нынешней и будущей ядерной политики Китая (как реальной, так и воображаемой) могут подтолкнуть Соединенные Штаты к принятию политики, ограждающей от неопределенного ядерного будущего, такой как разработка более надежной системы защиты от баллистических ракет или развертывание более сложных средств противодействия нацеливанию. Эти американские действия, в свою очередь, могут вызвать обеспокоенность Китая по поводу живучести его собственных средств ядерного сдерживания, в результате чего Пекин с большей вероятностью будет применять методы, которых опасаются Соединенные Штаты: развертывание большего и более разнообразного арсенала, принятие более высокого статуса боевой готовности и корректировка своей политики неприменения первым.
Наблюдатели справедливо раскритиковали пренебрежительный ответ Китая на попытки США по контролю над вооружениями, какими бы неискренними или ошибочными ни казались эти попытки в Пекине. Но зацикливание на неверно обоснованных или необоснованных утверждениях делает любой диалог менее вероятным и менее эффективным, если он действительно произойдет. Существует достаточно реальных опасений по поводу ядерной модернизации Китая, которые необходимо решать, не отвлекаясь на мифы.