У большинства больных COVID-19 функция легких восстановится — пульмонолог
Представления об обязательных фиброзных изменениях в легких после коронавирусной инфекции сильно преувеличены, заявила заведующая пульмонологическим отделением № 1 Городской многопрофильной больницы № 2 Петербурга Ирина Крошкина 3 августа в интервью информационному порталу «Доктор Питер».
«Настоящий фиброз после пневмонии формируется не сразу. Должно пройти не меньше трех месяцев. Поэтому о фиброзе после ковидной пневмонии говорить еще рано — пандемия не закончилась. Для анализа реальных последствий пневмонии прошло мало времени и мы только приступаем к накоплению данных для их дальнейшего анализа», — пояснила врач.
«У подавляющего большинства перенесших вирусную пневмонию, вызванную вирусом COVID-19, функция легких восстановится полностью», — сказала Крошкина. Она отметила, что уже сформировавшийся фиброз мало обратим, но на стадии формирования фиброза на него можно воздействовать, и этим занимаются реабилитологи. По ее словам, выводы о последствиях заболевания можно будет делать не ранее, чем через 6 месяцев. Для Петербурга это время наступит в октябре–ноябре.
Как указала врач, уже сегодня утверждать, что в зоне риска по формированию поствоспалительного пневмофиброза находятся пациенты, перенесшие болезнь тяжело или находившиеся на искусственной вентиляции легких. Но даже у таких пациентов не обязательно появятся стойкие изменения в легких. При этом у тех, кто не был на искусственной вентиляции легких, больше шансов на полную нормализацию состояния.
Крошкина подчеркнула, что ковидная пневмония не похожа на обычную, внебольничную пневмонию. В частности, ближе к выписке при любой ковидной инфекции проявляемые на КТ-исследовании изменения в легких выглядят так, как поствоспалительный пневмофиброз у пациентов, перенесших очень тяжелую бактериальную пневмонию. Однако это не фиброз, потому что не прошло достаточно времени для его формирования.
«Через 1-2 месяца мы видим у таких пациентов положительную динамику. Участки легочной ткани, уплотнения, которые мы раньше принимали за фиброз, уменьшаются по площади, некоторые из них исчезают, легочная ткань постепенно приобретает нормальный вид. Мы уже понимаем, что при ковидной пневмонии люди болеют и поправляются по-другому», — сказала пульмонолог.
По словам Крошкиной, при тяжелых вирусных пневмониях, которые раньше возникали в связи с свиным гриппом А (H1N1) (эпидемии этого гриппа прошли в 2009-2010 и 2015–2016 годах), формирование фиброзов было нечастым явлением. После тяжелых бактериальных пневмоний с деструкцией пневмофиброз образуется чаще. На выраженность пневмофиброза влияют тяжесть воспалительного процесса, объем поражения легких и его локализация.
«Что будет с нашими сегодняшними пациентами, говорить все же преждевременно. Но даже в рамках одной госпитализации мы наблюдали тенденцию к улучшению у многих из тех, кто болел тяжело», — сказала Крошкина.
Рассказывая об особенностях COVID-19, врач отметила непредсказуемость течения болезни. Были случаи, когда самые выраженные изменения носили обратимый характер. Крошкина привела в пример пациентку практически с тотальным поражением легких, которая долго была на аппарате ИВЛ. У нее положительная динамика появилась через 45 дней, а всего она провела в больнице 55 дней. «При выписке мы довезли пациентку до выхода из больницы в кресле, а дальше она встала и сама пошла. Кстати, скоро она должна к нам прийти на контрольную томографию», — сказала врач.
Крошкина пояснила, что процесс выздоровления зависит от общих резервов организма. У людей с многими заболеваниями и у пожилых таких резервов меньше. Если резервов не хватит, то после серьезного воспалительного процесса больной может поправиться, но к прежнему самочувствию возвратиться у него не получится.
Пульмонолог отметила, что исходом любого воспалительного процесса является фиброз, и привела в пример рубец, который возникает при ране на пальце. При выраженном воспалении на месте воспаления остается шрам, или, как его называют, рубец из соединительной ткани — фиброз. Если этот рубец маленький, то он не влияет на функциональные возможности легких.
«Большие по распространенности пневмофиброзы, действительно, могут повлиять на функции органа — могут уменьшить жизненную емкость легких, повлиять на газообмен», — пояснила пульмонолог. В обычной жизни это проявляется на снижении устойчивости к физическим нагрузкам.
«И этот процесс может прогрессировать со временем. Если раньше человек с сумкой спокойно поднимался на 5-й этаж, то теперь даже без сумки вынужден будет по дороге отдыхать 1-2 раза. Или не побежит за троллейбусом, а подождет следующего. Но опять же, это в тяжелых случаях при большой площади поражения легких», — сказала Крошкина.