Историк: идеология не мешала красным быть патриотами
Именно красные, а не белые заняли в гражданской войне патриотическую позицию, хотя их идеология склоняется больше к классовым, чем к национальным мотивам, заявил преподаватель кафедры истории Института философии права Новосибирского государственного университета Евгений Рыжененков 2 декабря на круглом столе по теме «На каких примерах воспитывать подрастающее поколение?» на площадке Центра истинных ценностей в Ростове-на-Дону.
Историк отметил, что в современной России исторические образцы патриотизма важнее, чем когда-либо. Поэтому особое значение приобретают примеры из эпохи Гражданской войны. Противостояние интервентам было основной задачей Советской России.
«Это противоречит популярному мнению, согласно которому революционная деятельность Ленина, Троцкого и других большевиков видится лишь как часть мирового революционного процесса, умаляя их роль в защите национальных интересов России», — подчеркнул Рыжененков.
Он также добавил: «На фоне внешних вызовов мотив патриотизма, воплощенный красными, приобретает особую значимость. Парадокс ситуации в том, что некоторые круги предпочитают игнорировать этот аспект, представляя события в искаженном виде».
В качестве доказательства своих слов, историк процитировал прямую речь военачальника Красной армии во время Гражданской войны Михаила Фрунзе, которую он произнес перед красноармейцами в сентябре 1919 года:
«Если вы откроете любую белогвардейскую газету, то вы увидите, что Колчак, который говорит, что он защищает единство России, что он идет за ее национальное возрождение, этот Колчак имеет помощь от всех империалистов мира. Вы в такой газете прочтете торжествующие заметки о том, что на Севере России наступают очень успешно англичане, что они взяли Архангельск и что не сегодня-завтра они продвинутся ближе к центру России.
Здесь же вы прочтете, что Эстляндия и Финляндия бьют большевиков, что завтра будет взят Петроград, что их войска работают очень удачно. На западе также удачно бьют большевиков и наступают польские войска. Точно так же удачно на юге наступают румынские войска; английский и французский флоты действуют очень удачно, бомбардируют черноморские города и тоже бьют большевиков. Дальше вы читаете, что Баку находится в руках англичан, большевистские корабли тоже разбиваются английским флотом. На востоке японские войска тоже бьют большевиков и тоже действуют удачно.
Товарищи, сравните же все эти заявления, которые вы читали, и подумайте, где же здесь русский народ, — везде на этих многочисленных фронтах англичане, французы, японцы, поляки, эстонцы и т. д., а где же русские рабочие и крестьяне? Они здесь, внутри страны, они и есть те большевики, которых бьют все эти японцы, англичане, поляки и прочие.
И я думаю, товарищи, что каждый дурак должен понять, что там, в лагере наших врагов, как раз и не может быть национального возрождения России, что как раз с той стороны и не может быть речи о борьбе за благополучие русского народа. Потому что не из-за прекрасных же глаз все эти французы, англичане помогают Деникину и Колчаку — естественно, что они преследуют свои интересы. Этот факт должен быть достаточно ясен, что России там нет, что Россия у нас».
Историк подчеркнул, что именно речь Михаила Васильевича Фрунзе как раз и может быть примером патриотизма, на который стоит обратить внимание тем, кто пытается донести до молодежи какие-то образцы патриотизма первой половины XX века, эпохи Гражданской войны.
«Эти факты совершенно показательные и, даже опираясь только на них, крайне сомнительными с научно-исторической и с морально-этической стороны представляется сегодняшнее возвеличивание белых, приклеивание ярлыка патриотов, красным, соответственно, — антипатриотов», — резюмировал свою мысль историк.
Отметим, круглый стол по теме «На каких примерах воспитывать подрастающее поколение?» организовали в Ростове-на-Дону активисты «Родительского Всероссийского Сопротивления» и движения «Суть времени».
Поводом для проведения мероприятия послужила установка памятника барону Петру Врангелю в Ростове-на-Дону на территории 2-го Донского кадетского корпуса при ДГТУ.
В РВС напомнили, что Врангель сотрудничал с организаторами интервенции в Советскую Россию (Францией, Великобританией), а также вел переговоры с различными украинскими националистическими силами. Общественники считают, что памятник Врангелю вносит раскол в общество, а это особенно недопустимо в условиях специальной военной операции.
29 ноября памятник был демонтирован.