Третьяковка продолжает эксперименты над нашей памятью. Замдир РГБ «в шоке»
В центр раскрученной выставки в Третьяковской галерее, посвященной художнику Репину, поставлена его глубоко вторичная заказная картина, восхваляющая монархию, заявила замдиректора Российской государственной библиотеки Наталья Самойленко 23 апреля в эфире передачи «Тем временем смыслы» на канале «Культура».
«Я была в шоке, конечно, от главной картины», — рассказала Самойленко, говоря о центральной картине на выставке — „Прием волостных старшин“ Репина. В центре картины изображен Александр III, окруженный крестьянскими старшинами.
Самойленко отметила, что кураторы выставки «вольно или невольно» выстроили своеобразную иерархию того, что есть главные картины художника, а что вторичные. «Я ожидала чего угодно, но не заказной картины, сделанной по заказу Министерства двора для Кремля в центре этой экспозиции», — пояснила она.
Самойленко подчеркнула, что художник был интересен именно «живым отношением к жизни». «Репин — это не просто блестящий мастер, а это человек, для которого идея, отклик на современность, — рассказала Самойленко, — была принципиально важна».
Замдиректора РГБ также отметила, что Третьяковская галерея совсем недавно проводила выставку «Русский путь» в Ватикане. Ее, «к сожалению, российская публика, я думаю, не увидит. Выставка как раз про главные картины. И там были вещи Репина, которые в другом контексте воспринимались совершенно иначе».
Напомним, 16 марта открылась масштабная выставка в Третьяковской галерее, проходящая под названием «Илья Репин». В выставке участвуют более 170 живописных полотен художника и свыше 130 графических работ, размещенных на трех этажах галереи.
Отметим, что устроители выставки также рассказали, что изначально стремились «перекурочить вообще всё представление о Репине» (слова принадлежат архитектору выставки Евгению Ассу), что «хотелось выйти в иной регистр», и что Репин «требует переосмысления» (об этом рассказала куратор выставки Татьяна Юденкова).
«Вольно или невольно» устроители выставки осуществили типичный постмодернистский прием. Суть данного приема заключается в разрушении смысла, заложенного Автором.
Достигается это посредством вырывания кусков произведения (в данном случае — отдельных картин) из общего видения Автора и погружения этих кусков в иной контекст. В результате зачастую смысл, заложенный Автором, переворачивается вверх тормашками.
Так, благодаря кураторам данной выставки, Репин предстает в виде царедворца и цареугодника.
Но ведь куратор выставки Юденкова знает, о чем она заявила сама, что Репин «терпеть не мог всех власть предержащих». Так зачем же подобное искажение? И это ли называется «переосмыслением»?
Важно, что Третьяковка с ее новым директором Зельфирой Трегуловой уже не в первый раз осуществляет подобные искажения. И всё больше кажется, что происходит это не «невольно», а именно что «вольно».