Ученый рассказал, как изменилась пресса США после 9/11

Фредерик Бурр Оппер. Репортеры с «фейковыми» новостями. 1894
Фредерик Бурр Оппер. Репортеры с «фейковыми» новостями. 1894

Почти полное исчезновение здорового скептицизма относительно зарубежных новостей среди американских журналистов после террористического акта 9\11 отметил старший научный сотрудник по внешней политике Брукингского института Марвин Калб, 25 августа сообщает пресс-служба института.

При этом он не считает, что этот террористический акт совершил переворот в журналистике сразу. По его мнению, террористическая атака не могла изменить устоев профессии, согласно которой информация сначала собиралась и осмысливалась, а потом предлагалась читателю.

Даже сам террористический акт он охарактеризовал как типичную «Большую историю», которую добросовестный журналист должен был освещать так же, как и другие новости.

«Тем не менее, сразу после 11 сентября здоровый скептицизм, который был нормальным в большинстве американских редакций новостей, внезапно стал дефицитным товаром», — заявил ученый.

Он рассказал, что популярные новостные ведущие выходили в эфир с американскими флагами на лацканах пиджаков, что в среде журналистов стало страшно прослыть непатриотичным. Эта новая атмосфера, считает он, позволила совершиться некоторым известным ошибкам.

«Даже опытные журналисты приняли за истину предупреждение о скрытом „оружии массового уничтожения“ президента Ирака Саддама Хусейна, предупреждения, которое затем бесконтрольно выплескивалось на первых полосах национальной прессы», — заявил он.

По его мнению, это изменение также исказило освещение многих конфликтов и революций по всему миру. Также он отметил усиливающуюся политизацию журналистики во время и после последних выборов президента США.

По мнению ученого, ведущей силой позитивных изменений в журналистике должны стать рядовые журналисты, с которых до сих пор, по его мнению, не снята профессиональная ответственность.

Комментарий редакции

Ученый описал проблему не только журналистики США. Эта страна задает стандарты в СМИ, и потому описанная проблема стала общемировой.

Предложенное ученым решение вполне вписывается в традиционные представления англосаксов о сильной личности протестантского типа, которая поворачивает общественные процессы и устанавливает новые стандарты.

Может быть, для США и Великобритании этот путь и является приемлемым. Но другие страны не всегда могут по нему идти. Возможно, им стоит рассмотреть более соответствующие их культуре решения. Например, институциональные или культурные изменения.

А в результате общество должно получить журналистику, согласно стандартам которой информация должна сначала собираться, затем проверяться и осмысливаться, а уже потом предлагаться читателю.