Историк объяснил значение рассекреченных ФСБ документов о войне с Японией

Изображение: Цитата из х/ф «Комендант птичьего острова». Режиссер Василий Пронин, СССР, 1939
Россия — Япония. Противостояние
Россия — Япония. Противостояние

Рассекреченные ФСБ РФ документы о подготовке Японии к войне против СССР помогут разрушить миф о неспровоцированной агрессии Советского Союза против этой страны в 1945 году, заявил кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук, исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного государства Дмитрий Суржик 8 августа, сообщает РИА Новости.

«На протяжении многих лет существует и намеренно вбрасывается в российский историографический дискурс тезис о неспровоцированной советской агрессии против Японии в августе 1945 года, которая была совершена якобы в нарушение советско-японского пакта о нейтралитете, подписанного в Москве в апреле 1941 года», — объяснил историк.

На практике же, несмотря на формально-нейтральный статус, все время Великой Отечественной войны Япония осуществляла провокации. И самостоятельно, и через подконтрольные ей государства-марионетки на территории Китая, и на границах СССР, и против кораблей союзников.

Суржик подчеркнул, что война Японии была объявлена Советским Союзом 8 августа 1945 года с соблюдением всех дипломатических норм. Кроме того, о необходимости капитуляции Японии было сказано еще в Потсдамской декларации, которую подписали три державы-победительницы — СССР, США и Великобритания.

Историк отметил, что в заявлении советского руководства об объявлении войны Японии, речь шла о начале войны на следующий день. Таким образом Японии были даны сутки на то, чтобы принять решение о капитуляции. Но она не воспользовалась этой возможностью и капитулировала потом, после разгрома Квантунской армии.

Опубликованные документы доказывают факт подготовки Японией войны против СССР и факты ее преступлений на территории Китая и других стран.

«Говорить про это надо для того, чтобы предотвратить рост реваншизма и усиление милитаристского духа в современном японском обществе, поскольку предпосылки к этому сегодня есть. И вопрос о Курилах, поднимаемый в Японии, — это наиболее яркое проявление такого реваншизма», — подытожил Суржик.