Крысы тоже умеют двигаться в такт с музыкой — исследование

Изображение: Загороднюк Дмитрий © ИА Красная Весна
Крыса
Крыса

Всегда считалось, что движение строго в музыкальном ритме — врожденный навык, присущий только людям. Животные также реагируют на шум, могут издавать ритмичные звуки, их можно научить реакции на музыку, но это не то, как сложные нервные и моторные процессы работают вместе, позволяя нам естественным образом распознавать ритм в песне, реагировать на него или даже предсказывать его. Об этом пишет 14 ноября научный интернет-сайт Scienmag.

Лишь относительно недавно научные исследования (и домашние видео) показали, что некоторые животные, похоже, разделяют наше стремление «кайфовать» под музыку. Исследование ученых Токийского университета содержит доказательства того, что крысы являются одними из них.

«Крысы демонстрировали врожденную — то есть без какой-либо подготовки или предварительного воздействия музыки — наиболее отчетливую синхронизацию ритмов в пределах 120-140 ударов в минуту — в тех же границах, где у людей также наблюдается наиболее четкая синхронизация», — объяснил доцент Хирокадзу Такахаси из университетской Высшей школы информационных наук и технологий.

В ходе экспериментов крысы были оснащены беспроводными миниатюрными акселерометрами, которые могли измерять малейшие движения головы. У участвовавших в опытах добровольцев акселерометры находились в наушниках. Ученые проиграли отрывки из Сонаты Моцарта для двух фортепиано ре мажор, К. 448 продолжительностью в одну минуту в четырех разных темпах: 75%, 100%, 200% и 400% от первоначальной скорости.

Первоначальный темп составлял 132 удара в минуту, и результаты показали, что синхронность ударов крыс была наиболее четкой в диапазоне 120-140 ударов в минуту. Обнаружилось также, что что и крысы, и люди дергали головами в такт в одинаковом ритме, и что уровень подергивания головы уменьшался по мере того, как музыка ускорялась.

«Насколько нам известно, это первый отчет о врожденной синхронизации ритмов у животных, которая не была достигнута с помощью обучения или музыкального воздействия», — сказал Такахаси. «Наша адаптационная модель показала, что в ответ на случайные последовательности щелчков самая высокая производительность прогнозирования биений наблюдалась, когда средний межстимульный интервал (время между окончанием одного стимула и началом другого) составлял около 200 миллисекунд.

Это соответствовало статистике интервалов между нотами в классической музыке, предполагая, что свойство адаптации в мозге лежит в основе восприятия и создания музыки», — подчеркнул исследователь.

Помимо такого увлекательного проникновения в разум животных и развития нашей собственной ритмической синхронности, исследователи также рассматривают это как путь к пониманию природы создания самой музыки, отмечает Scienmag.

«Далее я хотел бы показать, как другие музыкальные свойства, такие как мелодия и гармония, связаны с динамикой мозга. Меня также интересует, как, почему и какие механизмы мозга создают такие области человеческой культуры, как изобразительное искусство, музыка, наука, технология и религия», — приводит издание слова Такахаси, — «Я считаю, что этот вопрос является ключом к пониманию того, как работает мозг, и разработке следующего поколения искусственного интеллекта».