Иран мог сбить украинский Boeing 737 в результате провокации США. Мнение
Ошибка, из-за которой противовоздушная оборона (ПВО) Корпуса стражей исламской революции (КСИР) сбила украинский Боинг-737 в январе 2020 года, могла быть вызвана провокацией США, заявил 9 января обозреватель редакции Ближнего Востока ИА Красная Весна Евгений Виноградов.
8 января в Иране прошла памятная церемония в честь 176 погибших пассажиров и членов экипажа украинского Boeing 737. Три года назад вылетевший из международного аэропорта Тегерана самолет был по ошибке сбит иранским ПВО.
Виноградов напомнил, что Иран признал свою вину за сбитый по ошибке самолет, принял решение выплатить компенсацию $150 тыс. семье каждого погибшего, суд осудил причастных к инциденту военных.
В отчете иранской Организации гражданской авиации причиной катастрофы назвали цепь трагических обстоятельств: перемещение комплекса ПВО и его неверную настройку, в результате чего система видела улетающий от Тегерана самолет как летящий в его сторону, а также невозможность связаться с командованием во время инцидента, пояснил обозреватель.
«Самое главное, что через несколько дней после убийства американцами командующего спецподразделением „Кудс“ КСИР генерал-лейтенанта Касема Сулеймани, машина которого 3 января 2020 года была уничтожена вблизи Багдада в результате атаки с американского дрона, Иран, по словам верховного лидера, „дал пощечину“ США, нанеся ракетные удары по американским базам в Ираке. После этого ПВО Ирана находилось в режиме повышенной боевой готовности», — отметил Виноградов.
В этих условиях нельзя совсем исключить еще одну возможную причину, по которой операторы ПВО могли принять Boeing за военный объект, добавил он:
Во-первых, существуют разработки целей-мишеней, которые имитируют атакующие ракеты или самолеты для систем ПВО противника. В марте 2020 года сообщалось, что американские военные намерены заключить контракт на поставку 250 ракет-мишеней, имитирующих боевые самолеты.
Во-вторых, вполне вероятно размещение оборудования и программного обеспечения двойного назначения на гражданских лайнерах производства США. Вашингтон для обеспечения своих целей уже давно ни перед чем не останавливается. Если какая-то простая система на тему «ложная цель» существует на «боингах», то ее использование в условиях нервной обстановки начала января 2020 года вполне могло повлиять на решение расчета ПВО.