Система образования создает управляемое общество, а не граждан. Мнение

Магнус Герберт Целлер. Школа (фрагмент). 1925
Магнус Герберт Целлер. Школа (фрагмент). 1925

Система образования сегодня вполне справляется с задачей по созданию удобного для государства управляемого общества, заявил кандидат педагогических наук Александр Седельников 5 ноября в ходе видеовыступления на круглом столе по проблемам образования в новосибирском Академгородке, сообщает ИА Красная Весна.

Седельников пояснил, что Россия живет сегодня в буржуазном обществе, где, если вспомнить теорию Карла Маркса, царит система разделения и отчуждения труда. Сфера образования не исключение.

«В этом смысле и педагог сегодня винтик системы не потому, что он организационный винтик, он ещё и наёмный работник, и педагог занимается отчуждённым трудом, то есть (педагог) в этой системе отчуждения крутится, которую Маркс вскрыл», — подчеркнул педагог.

Система образования, будучи подчиненной государству, выполняет те задачи, которые перед ней это государство ставит. А государству нужно управляемое общество. И с задачей по созданию этого удобного для управления общества наша система образования вполне эффективно справляется, убежден педагог.

«Социальный институт образования подчинён явно и неявно потребностям государства, а не потребностям общества», — отметил педагог, и добавил — «государству нужно создание управляемого, (удобного для управления) общества, и эту задачу образование выполняет, если не очень эффективно, то, по крайней мере, более эффективно, чем любую другую».

А вот как проявлять активную гражданскую позицию и переделывать государство под потребности человека и общества, этому современная школа не научит, уверен педагог, хотя, по мнению Седельникова, необходимо понимать «как можно с государством проявлять активность и переделывать его под себя». «Этому сегодняшняя школа не научить точно», — констатировал педагог.

Отметим, 5 ноября в новосибирском Академгородке прошел круглый стол на тему «Образование без образа будущего — проблемы и перспективы. Итоги социологического опроса АКСИО — 10».

В круглом столе приняли участие представители из Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Кемерово, Бердска и других городов Сибири. На мероприятии преподаватели, ученые, эксперты и родители обсудили состояние системы образования в стране, а также то, как на систему образования влияет отсутствие единого образа будущего в обществе.

Читайте также: Корпорации бьют цифровизацией по национальным государствам — педагог