Ученые МГУ узнали, какими были лошади кобанской культуры
Исследование останков лошадей из бескурганного могильника кобанской культуры Гастон Уота позднекобанского периода VII–IV века до н. э впервые провели ученые Зоологического музея МГУ с коллегами, 15 июля сообщает пресс-служба университета.
Результаты детального археозоологического исследования представлены в статье «Характеристика лошадей из бескурганного могильника кобанской культуры Гастон Уота (VII–IV вв. до н. э., Республика Северная Осетия-Алания)», опубликованной в журнале «История, археология и этнография Кавказа».
Работа ученых МГУ впервые представила научной общественности подробные данные о лошадях кобанской культуры, полученные в результате морфометрического исследования структурных характеристик обнаруженных скелетных остатков, и дала их подробное описание.
Были зафиксированы степень сохранности костей, их парность, особенности индивидуального развития, наличие травм, рабочих и возрастных патологий. Пол животных определялся наличием и степенью развитости клыков, а возраст — по прорезанию или степени стертости зубов, высоте коронки щечных зубов, а также по прирастанию эпифизов (закругленные части трубчатых костей, формирующих суставы).
Сотрудница Зоологического музея МГУ Наталья Спасская рассказала о проделанной работе: «В ходе исследования были проанализированы останки не менее 25 лошадей, найденных в различных типах захоронений могильника: совместно с людьми, в закладах погребений и на жертвенных площадках».
Оказалось, что большинство лошадей могильника были молодыми животными в возрасте не более 3,5 года. Те три особи, пол которых удалось определить, оказались жеребцами. Исследование установило, что для верховой езды лошадей начинали использовать с 2,5–3 лет.
«Кобанцы» в период VII–IV веков до н. э. в основном занимались изготовлением бронзовых изделий, гончарным делом, торговлей, выпасом скота. При этом в хозяйственной деятельности лошади не занимали центрального места, но играли важную роль в культурных и ритуальных практиках.
Лошади должны были сопровождать умершего хозяина в мир иной, поэтому их хоронили в одном могильнике. Причем проведенное учеными МГУ исследование опровергло мнение, бытовавшее ранее в научной литературе, что погребальными и жертвенными животными люди кобанской культуры выбирали больных, травмированных или старых лошадей.
Ученые установили, что кобанские лошади были среднерослыми с высотой в холке 136–144 см. Пропорции конечностей указывают на их близость к скаковым или рысистым быстроаллюрным породам. Доказательством этому стал обнаруженный единственный полный скелет жеребца, пропорции частей скелета которого соответствуют скаковому типу.
Исследование также не подтвердило прежнее мнение о двух породах лошадей в кобанской культуре: тонконогих и изящных скаковых и ширококостных, приспособленных к ходьбе по горной местности тяжеловесов. Эти представления опирались на особенности глиняных и бронзовых фигурок лошадей, найденных на раскопках поселений и в могильниках и имевших явно ритуальное значение.
Однако ограниченный объем исследованного материала делает полученные выводы предварительными, отмечают авторы статьи.
Останки лошадей из могильника кобанской культуры Гастон Уота, которые хранятся в Государственном историческом музее в Москве, будут исследоваться и далее, чтобы можно было получить более полное представление о роли лошадей в жизни населения Северного Кавказа.