Южнокорейские ученые назвали Рахманинова величайшим музыкальным новатором
Композитор Рахманинов оказался самым большим новатором среди композиторов 1700–1900 годов по мнению южнокорейских ученых, 30 января сообщает журнал EPJ Data Science.
По разработанному южнокорейскими математиками алгоритму анализа можно оценить, насколько сильно тот или иной композитор повлиял на дальнейшее развитие музыкальных направлений и мировых музыкальных процессов.
Наиболее влиятельными оказались Рахманинов, Бах и Брамс.
Ученые настаивают, что этот вид анализа может определить степень схожести мелодий и гармоний в произведениях сочинителей музыки в различные периоды. А также степень влияния авторов друг на друга.
Период XVIII–XIX веков для ученых был наиболее интересен, так как, по их мнению, именно в этот период закончилось образование классической музыки и начали образовываться современные жанры.
Новой системе анализа были подвергнуты чуть менее тысячи произведений, авторами которых были Шуман, Шопен, Бах, Моцарт, Гайдн, Мусоргский, Чайковский.
С точки зрения теории и истории музыки ценность подобных исследований крайне сомнительна по нескольким причинам. Критерии, об использовании которых сообщается, т. е. анализ свойств гармонии и мелодии, являются совершенно недостаточными для оценки степени новаторства и/или степени влияния на исторический процесс, как бы хорошо ни был разработан соответствующий алгоритм. Есть другие, гораздо более трудноформализуемые факторы, такие как принципы формообразования, сложные синтаксические и семантические отношения элементов музыкального языка и др., которые не в меньшей степени имеют отношение к творческому новаторству и историческому развитию. Вызывает вопросы также выборка композиторов. Были ли учтены например Шуберт, Лист, Вагнер, Дебюсси?
Результат корейского исследования, даже с точки зрения простых консерваторских курсов истории музыки, просто смешон, не говоря уже о глубоком личном опыте профессиональных музыкантов. Поэтому данное исследование с весьма «громким» результатом на самом деле должно рассматриваться в одном ряду с пресловутыми исследованиями «британских ученых».
Сказанное ни в коей мере не умаляет художественной ценности и исторического значения музыки Сергея Рахманинова, которые на самом деле лежат в основном не в плоскости новаторства или исторического влияния.
Стоит также отметить, что творчество многих выдающихся новаторов в истории музыки уже давно забыто. Кто кроме знатоков помнит сегодня имена таких композиторов, как А. Райх, Э. Сати, Й. Хауэр, Л. Руссоло? Музыка их, сыграв в свое время немаловажную роль, затем справедливо перешла в область компетенции специалистов. Однако, если бы корейский алгоритм был применен к таким авторам, результаты могли бы оказаться еще более непредсказуемыми.