Ученые исследуют русские и советские памятники в Восточной Азии
К изучению памятников, которые когда-то поставили в Монголии и северных районах Китая (Синьцзян и Хэйлунцзян) русские эмигранты первой волны, а потом и Советский Союз, приступили специалисты из Центра изучения политических трансформаций Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова и Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), 15 июля сообщает издание СО РАН «Наука в Сибири».
Поставлен вопрос: возможен ли мемориальный консенсус относительно русского и советского историко-культурного наследия в этом регионе? Такой консенсус означает, что в обществе или на межгосударственном уровне достигнуто соглашение, следует ли принимать или же отторгать определенные символы минувших эпох и как интерпретировать исторические события.
Соглашение может быть закреплено в официальных документах или же стать нормой, которую разделяет всё общество — не будучи записанной, она понятна всем.
В этом случае будут исключены конфликты в отношении разных страт общества к местам памяти, и оно избежит внутренних противоречий.
Руководитель проекта доктор политических наук Алексей Викторович Михалёв пояснил: «В центре нашего внимания не просто памятники, но и музейные экспозиции, а также руины и кладбища. В итоге работа направлена на каталогизацию сохранившихся до сего дня мест памяти».
Главной особенностью этого проекта, отметил ученый, является упор на современность, «поэтому дисциплинарно он находится на стыке культурологии и политологии. Политический контекст значим, особенно тогда, когда прошлое используется для обоснования современных решений».
Ученые обращают свое внимание и на руины, возникшие вследствие природного разрушения русского и советского культурного наследия в Азии. Михалёв отмечает:
«И вот уже руины советских военных городков в Монголии стали мемориальным объектом. Взгляд на них, как на места памяти, позволит переосмыслить знаково-символическое пространство русского и советского культурно-исторического присутствия в зарубежной Азии. Надгробья русского кладбища в Харбине — тоже руины. Сейчас они стали романтическими объектами ушедшей культуры времен Российской империи и очень интересны туристам».
Ученых интересует также политика памяти, так как состояние подобных мест в странах Восточной Азии зависит от государственной политики в отношении тех или иных событий прошлого. Это приводит как забвению, так и к борьбе с мемориальными объектами, но может привести и к их популярности.
Примером могут служить возникшие в большом количестве в 2010-е годы в Маньчжурии так называемые русские музеи, причиной чего стала проводимая китайским правительством политика внутреннего туризма, а также сотрудничество дипломатических ведомств России и КНР.
Деление памятников на эмигрантские и советские в XXI веке уходит в прошлое, заявляют исследователи. Для жителей Китая и Монголии все эти мемориальные объекты становятся просто российскими, и такое смешение требует научного осмысления.