Boeing экономил на программистах, самолеты падали. Но виновных как бы нет
Компания Boeing использовала все мыслимые способы снижения стоимости разработки, заявил бывший разработчик системы управления полетом Рик Людтке, сообщается в опубликованной 28 июня статье в Bloomberg.
Как заявили инженеры, долгое время проработавшие в Boeing, разработка системы управления самолетом 737 Max была сильно осложнена передачей разработки программного обеспечения низкоквалифицированным сторонним разработчикам с почасовой оплатой труда. Инженеры отмечают, что две катастрофы, произошедшие с самолетами Boeing 737 MAX, связаны с грубыми ошибками в программном обеспечении.
Чтобы не платить $35–40 в час за труд инженеров, работающих в США по визе, менеджеры привлекали индийских разработчиков по тарифу $9–10 в час. Однако из-за того, что на выходе получался низкокачественный программный код, его приходилось проверять и возвращать на доработку, в итоге затраты соответствовали уровню $80 в час, заявил Вэнс Хильдерман, консультант по безопасности авионики.
Одной из причин передачи разработки программного обеспечения на «аутсорс» стали экспортные поставки. Так, в 2005 году Boeing пообещала проинвестировать $1,7 млрд в индийские компании в обмен на 11-миллиардный контракт с Air India.
Как вспоминает инженер Рабин, уволенный в 2015 году, на одном из всеобщих собраний один из менеджеров заявил, что Boeing — зрелая компания, и поэтому ей не нужны старшие инженеры. «Я был поражен тем, что помещение было заполнено двумя сотнями человек, по большей части старших инженеров, которым сообщили, что они не нужны», — заявил Рабин.
Одна из ключевых индийских компаний, которым Boeing передала разработку программного обеспечения, HCL, сделала официальное заявление, что с ней не связана ни одна из текущих проблем самолета 737 Max. Кроме того, Boeing заявила, что не полагалась ни на HCL, ни на другую компанию, Cyient, в системах, ответственных за крушение самолета Lion Air возле Джакарты 29 октября 2018 года.
В катастрофе 29 октября погибли 189 человек. Крушение произошло на 13-й минуте полета, как утверждается, из-за сбоя одного из датчиков. Эксперты утверждают, что такая реакция самолета показывает, что был нарушен старый принцип Boeing, общий для многих поколений инженеров, согласно которому критические узлы должны быть продублированы. Об этой проблеме должны были подумать еще на этапе проектирования многие, но в реальности ею не озадачился никто.
Другая катастрофа Boeing 737 MAX — 10 марта 2019 года под Аддис-Абебой — унесла жизни 157 человек при сходных обстоятельствах. Вопреки действиям экипажа, система «улучшения характеристик системы маневрирования» автоматически переводила самолет в пикирование. Тогда сбой датчика связали с возможным столкновением с птицей.