«Получают пособия и сидят дома». В Кирове озадачены эпидемией безработицы
Проблему роста безработицы в Кирове в четыре раза обсудили депутаты Законодательного собрания Кировской области (ЗСКО), 2 октября сообщает пресс-служба ведомства.
Депутаты настолько озаботились скачком безработицы, что проблема была поднята дважды — на заседании комитета по бюджету и на заседании комитета по соцвопросам.
Волнующий вопрос на заседании бюджетного комитета поднял самый богатый депутат Заксобрания Константин Гозман, ранее вошедший в список Forbes. Он обратил внимание, что согласно поправкам к бюджету, на выплаты пособий по безработице выделяется 940 млн рублей.
Владелец агрохолдинга «Дороничи» отметил парадоксальность ситуации: «Складывается тенденция, судя по всему, по всей стране: мы не можем найти людей на рабочие профессии. Получается ситуация, что человек получает выплаты на уровне 20–30 тыс. рублей, сидит дома и не выходит на работу».
По его словам, такая ситуация сложилась в нескольких отраслях: сельское хозяйство, переработка сельхозпродукции, строительная отрасль. При том, что в этих отраслях есть свободные вакансии, уровень безработицы продолжает расти. Его поддержал депутат Равиль Нургалеев, который рассказал, что в Вятских Полянах (город в восточной части области) каждый месяц прибавляется по 500 безработных.
«При этом мы тоже не можем найти людей ни в промышленность, ни в сельское хозяйство — такая же проблема. На самом деле это как эпидемия — люди отказываются от работы в пользу выплат», — сообщил депутат.
По информации регионального минэкономразвития, по состоянию на 1 сентября в области число безработных достигло 33 тысяч человек. Это в четыре раза больше, чем в начале 2020 года, до начала карантина, введенного из-за угрозы распространения коронавируса. При этом отмечается, что это только те граждане, которые стоят на учете в службе занятости. После 1 апреля работу потеряли порядка 12 тысяч человек, предпринимательскую деятельность свернули еще 2,6 тысячи кировчан, в том числе, по мнению экспертов, ради оформления пособий.
Глава ведомства Наталья Кряжева сообщила, что «порядка 11,5 тыс. человек из них — это люди, которые не работали дольше года либо декларируют, что ранее они не вообще работали».
Вице-спикер ОЗс Роман Титов уверен, что ситуацию ухудшило увеличение размеров пособий, Так, например, в одной из местных организаций уволилась половина коллектива, так как рабочие предпочли получение пособия.
«Люди напрямую сказали работодателю: зачем нам работать за 25 тысяч, если можно, воспитывая двух-трех детей, дома сидеть за 20? А зимой их всех обратно возьмут», — рассказал Титов.
Председатель Контрольно-счетной палаты региона Юрий Лаптев отметил, что сложившаяся ситуация хуже, чем в 90-х годах прошлого века. По его мнению, причиной проблемы стало изменение порядка регистрации, что привело к легализации теневой занятости. Так как оформление документов идет в онлайн-режиме, этим пользуются мошенники.
«Поэтому этот список, эти 33 тысячи — это фантастика, у нас в 90-х годах такого не было — надо тщательнейшим образом проверять», — заявил Лаптев.
Председатель Заксобрания Владимир Бакин отметил, что ситуация, при который не занимаются открытые рабочие места, носит системный характер: «Понятное дело, что рабочему месту конкурировать со службой занятости весьма сложно. Следует, проведя анализ, обращаться на федеральный уровень».