МВФ требует от Пакистана принять новый закон об управлении госкомпаниями
Ввиду задолженности госкомпаний Пакистана в 5 трлн рупий (8% ВВП страны), принять новый закон об управлении госкомпаниями до конца июня 2022 года призвал страну МВФ, 14 февраля сообщил портал пакистанского аналитического центра PKKH.
«Условная задолженность убыточных государственных предприятий — в той мере, в какой она не покрывается государственными обязательствами — по-прежнему представляет собой серьезную угрозу для долговых обязательств страны», — говорится в недавно выпущенном отчете МВФ по Пакистану.
По информации МВФ, официальные органы Пакистана признали задолженность в 1% ВВП по косвенным долговым обязательствам, однако остается еще около 0,8% просроченных долговых обязательств, не признанных официальными органами. Кроме того, при неблагоприятной финансовой конъюнктуре на внешних рынках у Пакистана может образоваться еще 5–6% ВВП условной задолженности, которые выявлены проведением стресс-теста долговых обязательств страны.
Согласно дежурным рекомендациям МВФ, госсектор Пакистана страдает от недостатка эффективности и плохого коммерческого управления. В частности, представители МВФ заявили, что в 2019 году госсектор Пакистана дал оборот в 14% ВВП, тогда как треть предприятий госсектора регулярно оказывается убыточной.
В частности, по «рекомендациям» МВФ, Пакистан должен приять новую политику управления госкомпаниями, несколько поправок к законодательству в области госрегулирования, а также снизить долю государства в большинстве предприятий, оставив под возможностью госуправления только несколько «стратегически значимых» компаний.
Правительство также сообщило МВФ о планах по приватизации двух электростанций, работающих на СПГ, и двух небольших госбанков. Вырученные от этого средства планируется направить на выплату долгов и программы по борьбе с бедностью.
Напомним, по данным МВФ убыточными в Пакистане оказываются основные инфраструктурные компании, в частности, Национальное управление автомобильных дорог, операторы распределительных электросетей, Пакистанские железные дороги и Пакистанские международные авиалинии.
Условная задолженность — это не фактически имеющийся долг, а только его возможность, которая превратится в долг при неблагоприятных условиях финансовой и рыночной конъюнктуры.
Отметим, ранее в 2021 году под давлением МВФ власти Пакистана вынуждены были принять ряд непопулярных мер в экономике, в том числе, повышение цен на топливо и электроэнергию, отмену ряда налоговых льгот и снижение инвестиций в инфраструктурные проекты развития.
Все перечисленные меры приведут к неизбежному росту потребительских цен, который уже наблюдается в Пакистане в виде гиперинфляции, а переход на коммерческую основу деятельности автомобильных и железных дорог, а также электросетей, приведет только к повышению финансовой нагрузки на население и дальнейшему росту цен.
Отметим также, по данным Минфина Пакистана, долг каждого гражданина страны с 2018 года по конец 2021 вырос в среднем на 49%.