Кто и зачем отказывал человеку в способности менять реальность и себя?
В определенном смысле человека отличает от животных способность, сталкиваясь с ограничениями реальности, менять и эту реальность, и самого себя, заявил Андрей Трубников в опубликованной 11 июня статье «„Экологический порог“. Томас Роберт Мальтус» в газете «Суть времени».
Читайте также: «Экологический порог». Томас Роберт Мальтус
Трубников указывает: «Идея о том, что человек не должен посягать на природную необходимость — важный элемент системы взглядов Мальтуса и других идеологов „экологического порога“».
В современной литературе разговоры об этом пороге часто адресуют именно к английскому ученому и священнику Томасу Роберту Мальтусу (1766–1834), написавшему в XVIII веке работу под названием «Опыт закона о народонаселении», в которой он заявил о необходимости сокращения численности людей.
Мальтус описал якобы противоречие между численностью населения, растущего в геометрической прогрессии, и средствами к существованию, растущими в арифметической прогрессии (то есть, существенно медленнее). Имевшаяся у Мальтуса статистика привела его к выводу, что без сдерживания население удваивается каждые 25 лет. Мальтус утверждал, что рост численности населения и конкуренции приводят к тому, что труд рабочих обесценивается, они теряют возможность зарабатывать достаточные средства к существованию, что в конечном итоге, по его мнению, приведет к общественному бедствию.
Вывод Мальтуса в следующем: чтобы население имело достаточные средства к существованию, необходимо, чтобы «размножение постоянно задерживалось каким-нибудь высшим законом, чтобы оно подчинялось суровой необходимости».
Томас Мальтус в своих работах призывает отказаться от «лишних» людей, принеся их в жертву природной необходимости. «Лишними» Мальтус считает «низшие классы», то есть нищих, бедствующих, страдающих.
Мальтус, сказав о якобы имеющихся границах для человека, и о том, что человек должен подчиняться природной необходимости наравне с прочими существами, вовсе не предложил искать выход.
«Неудивительно, что идея подчинения природной необходимости идет рядом с идеей, что человек ничем от прочих видов не отличается и никакими особыми „правами“ не обладает и обладать не должен» — пояснил автор статьи.