Эксперт РВС: детям надо давать знания, полезные для будущей деятельности

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Пресс-конференция и презентация учебников РВС. Павел Расинский
Пресс-конференция и презентация учебников РВС. Павел Расинский

«Школа должна вооружить учащихся такими знаниями, которые, содействуя их умственному развитию, были бы полезны в будущей деятельности», — заявил член Центрального совета РВС Павел Расинский 13 сентября на пресс-конференции «Возвращение к истокам: классическая отечественная методика как ключевой фактор возрождения образования», которая проводится представителями общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) в пресс-центре ИА REGNUM, передает корреспондент ИА Красная Весна.

«Вместе с тем нельзя подходить к науке лишь с точки зрения ее непосредственной пользы для жизненной практики человека. Так, древняя история никак не может быть приложима к современной практической деятельности людей, но знание древней истории помогает уяснить ход исторического развития человеческого общества вообще», — привел П.Расинский цитату из «Дидактики», выпущенной в 1957 году под редакцией Б.П.Есипова.

Для переиздания были выбраны советские учебники именно 50-х годов XX века, потому что они обеспечивают преемственность русского и советского образования. Об этом сообщил один из членов редакторского коллектива Павел Расинский.

Объясняя, почему для адаптации и переиздания были выбраны учебники именно 50-х гг. XX века, П.Расинский ознакомил присутствующих с анализом целей, которые ставились перед образованием в 50-х гг. XX века и в наши дни, так как от целей образования зависит и наполнение учебника.

В 50-е годы XX века перед образованием ставилась цель воспитания всесторонне развитой личности, способной быстро осваивать новые профессии. При этом обеспечивалась преемственность русской и советской системы образования.

В отличие от целей 50-х годов, перед современным образованием ставится цель развивать ученика в рамках своей профессии, в рамках своей специализации, которая начинается чуть ли не с начальной школы. Таким образом, с 50-х годов в российском образовании произошел «сдвиг» в узкоспециализированную сторону. В качестве примера эксперт РВС привел разделение ЕГЭ на «базовый» и «профильный»: сдавший «базовый» ЕГЭ никогда не сможет (тем более — с легкостью) освоить целый пласт профессий.

Расинский обратил внимание на то, что так называемому знаниево-ориентированому образованию (тому типу образования, который был в 50-х гг. XX в.), в наше время противопоставляется личностно-ориентированное образование, при котором образовательный процесс фокусируется на желаниях обучающегося индивидуума изучать или не изучать те или иные предметы, а также на комфорте образовательного процесса.

Эксперт РВС также напомнил, что по данным социологического опроса, граждане России, получившие свое образования в годы реформ, в 2 раза меньше удовлетворены уровнем своего образования, чем те, кто получил свое образование во времена СССР.

«Подавляющее большинство граждан видит главной целью образования как раз воспитание человека-творца», — подчеркнул П.Расинский.

Напомним, 13 сентября на пресс-конференции в ИА REGNUM проходит презентация линейки советских учебников 1950-х гг. для первых-вторых классов начальной школы, адаптированных и переизданных специалистами РВС. Начало выпуску лучших советских учебников было положено в 2016 году переработкой и издательством «Арифметики» для 1-го класса на основе классического советского учебника авторов А.С. Пчелко и Г.Б. Поляк.