Бундестаг расследует нарушения в бывшем ведомстве президента Еврокомиссии
Показания по делу о контрактах Министерства обороны ФРГ с внешними консультантами дала бывший министр Урсула фон дер Ляйен, сообщает 13 февраля газета Berliner Morgenpost.
Федеральная счетная палата установила множественные нарушения законодательства при размещении заказов и по бюджету в министерстве, которым руководила до назначения на пост президента Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Одни заказы размещались без тендеров, по другим неправильно просчитывались средства, не проверялась экономическая целесообразность. Комитет по расследованиям бундестага начал дело о контрактах Министерства обороны ФРГ с внешними консультантами. Ляйен — последняя, кого допросил комитет.
С самого начала своего пребывания в должности, с конца 2013 года, фон дер Ляйен сделала ставку на сторонние кадры, в первую очередь на статс-секретаря Катрин Зудер, приглашенную из бизнес-консалтинговой фирмы McKinsey.
Экс-глава оборонного ведомства никаких претензий к ее работе не имеет — менеджер продемонстрировала «выдающуюся работу», заявила она на слушаниях.
Тот факт, что Катрин Зудер стала привлекать других внешних консультантов, а те, в свою очередь, третьих, что в конце концов и вылилось в круглую сумму расходов бюджета, она не считает неоправданным.
«Да, были допущены убытки», — заявила фон дер Ляйен по поводу выбора консультантов. «Они сделали много хорошего, но были и значительные ошибки в расчетах». Однако политик и поныне придерживается принципиального мнения, что «мы нуждаемся в помощи извне», особенно в деле цифровизации.
Депутаты год изучали договоры министерства с консультантами, изучили 4000 единиц документов, заслушали свыше 30 свидетелей. Сначала в Министерстве обороны вообще отрицали какие-либо убытки, потом признали их в размере одного миллиона евро.
Сейчас уже установлено, что только за приватизацию танкоремонтных мастерских было выплачено консультантам, экспертам и юристам порядка 20 млн евро.
Заметим, выплачено за приватизацию, которая так и не состоялась и которую новый министр обороны Аннегрет Крам-Карренбауэр (партия ХДС) уже отменила, делает ремарку издание.
Сначала министерство вообще не называло лиц, ответственных за допущенные нарушения. Сейчас ведутся три дисциплинарных производства.
Больших последствий это дело не повлечет, и меньше всего оно отразится на фон дер Ляйен. Правда, формально она несет свою ответственность, но уже давно находится в Брюсселе, считает издание.
Новый министр придерживается другого стиля работы. На заседании, посвященном бундесверу, Крамп-Карренбауэр жаловалась, что запущенные фон дер Ляйен тренды «пока еще не дали своих плодов», их результаты «неощутимы».
О нарушении инструкций, вмененных ей в вину руководителем комитета расследований Вольфгангом Хельмихом (СДПГ), фон дер Ляйен заявила, что размещение заказов находится «значительно ниже ее уровня министра».
Ответ с перекладыванием вины на нижестоящих хорошо известен депутатам. Он часто звучит на слушаниях комитета. Это просто образец показаний свидетелей из правящей верхушки: ошибки всегда совершаются подчиненными, отмечает газета.
За несколько дней до своего выступления фон дер Ляйен объявила, что стерла данные со своего бывшего служебного мобильного телефона и в нем нет никаких СМС, имеющих отношение к делу с министерскими консультантами.
Она рассказала, что связь в министерстве очень сильно бюрократически зарегулирована «и это временами просто тормозит работу».
Когда она вступила в должность в 2013-м, в бундесвере материальное имущество не приобреталось, а продавалось, места дислокации были закрыты, бюджет последовательно сокращался, десять лет существовал запрет на привлечение к управлению гражданских лиц, заявила на слушаниях президент Еврокомиссии и далее описала, почему ей были нужны эффективные специалисты.
После присоединения Крыма Россией в 2014 году весь блок НАТО получил импульс к модернизации и повышению боеспособности. Но бундесвер к этому явным образом был готов плохо. Фон дер Ляйен решила, что «ситуация с безопасностью диктует темпы работы».
Тогда же она решила не только больше тратить средств на мобилизацию армии, но и лучше и быстрее перевооружать ее.
Фон дер Ляйен также решила в первую очередь бросить взор на промышленность. Жесткие контракты и бескомпромиссные стандарты качества, современный проектно-договорный менеджмент — «развороты тренда» — она предпочла доверить людям с опытом в экономике, (то есть Зудер и компании), рассказала она комитету по расследованиям бундестага.
Главное — это результат. То, что Зудер привела в министерство своих старых знакомых, фон дер Ляйен считает «вполне нормальным». О многих знакомствах между новыми сотрудниками она вообще ничего не знала.
Зудер вела работу очень открыто и прозрачно. «Все, кого она привела с собой, были люди с биографией». То, что в период нахождения в должности Зудер получала контракт именно «близкая» ей консалтинговая фирма, фон дер Ляйен отрицает. На Зудер не оказывалось «никакого воздействия», утверждает президент Еврокомиссии.
Ранее ИА Красная Весна писало о высказываниях спецуполномоченного бундестага по вооруженным силам Бартельса о том, что трата огромных денежных средств на немецкие вооруженные силы не обеспечивает безопасность страны.