Эксперт: главное в сирийском конфликте — позиции внешних игроков
В вопросе урегулирования сирийского конфликта главными являются позиции внешних игроков, считает ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Об этом он рассказал 22 июня во время круглого стола на тему «Ситуация вокруг сирийского урегулирования: итоги консультаций в Женеве представителей ООН, РФ, Ирана и Турции» в пресс-центре МИА Россия Сегодня.
«Сирия сейчас представляет собой территорию, на которой сталкиваются интересы различных сил: и внешних, и внутренних. И главное, на мой взгляд, это позиции внешних игроков вокруг сирийского конфликта. Пока эти игроки осуществляют свои цели в Сирии, трудно говорить о политическом урегулировании, хотя это — главная цель», — сказал Долгов.
В качестве внешних сил, действующих в Сирии, эксперт назвал: российские войска, действующие по просьбе сирийского правительства и иранские силы, также, по словам Долгова, действующие по просьбе Сирии. С другой стороны, действует ряд сил, не имеющих легитимности: американская коалиция, Турция и Израиль, наносящий удары по сирийским военным объектам, а также поддерживающие исламистов монархии Персидского залива.
По словам Бориса Долгова, политическое урегулирование — магистральный путь разрешения сириийского конфликта. Однако он тут же добавил, что на территории Сирии действуют десятки тысяч вооруженных боевиков и поэтому сложно представить, что ими будут выполняться какие-то решения, принятые органами, созданными на основе текущих переговоров, даже если в Женеве будут достигнуты определенные договоренности.
Напомним, что 30 января 2018 года в Сочи была достигнута договоренность о формировании Сирийского конституционного комитета. Эта структура должна подготовить предложения по изменению конституции Сирии. Предполагается, что в состав комитета войдет 150 человек: 100 кандидатов от правительства и умеренной оппозиции и 50 от внешней оппозиции. Позднее, спецпосланник ООН Стаффан де Мистура предложил сократить состав комитета до 50 человек.
18 и 19 июня состоялись консультации стран — гарантов перемирия в Сирии (Россия, Иран, Турция) по вопросам создания конституционного комитета. Однако особенных результатов достигнуто не было. Сирийское правительство передало свой список участников комитета, однако представители большей части оппозиции никаких списков не предоставили.
Отмечается, что политическое урегулирование сирийского кризиса — магистральный путь урегулирования конфликта. Но явно не для всех участников конфликта такой путь является магистральным. Собственно, сами спикеры описывают сложности этого процесса. Даже для сирийских властей приоритетным является скорее разрешение военной составляющей конфликта, хотя Дамаск и участвует, например, в создании конституционного комитета — в отличии от большей части оппозиции, сирийские власти прислали списки к встрече стран — гарантов мирного процесса в Сирии, на которой обсуждалось создание комитета.
Что касается внешних сил, упоминаемых на круглом столе, то для кого-то политическое урегулирование конфликта действительно является приоритетным. Например, в одном из выступлений отмечалось, что наибольшую заинтересованность в работе сирийского конституционного комитета проявляется со стороны России. Но, такой подход характерен далеко не для всех. Например, для США, действующие на территории Сирии нелегитимно, заняты демонизацией президента Асада и сирийских властей. Пропагандистские усилия официального Вашингтона сосредоточены на поддержке боевиков, воюющих с законно пришедшем к власти главой государства. Американская авиация проводит бомбардировки территории Сирии, жертвами которых часто оказываются мирные жители.