Япония вновь откладывает первый запуск ракеты H3 из-за проблем с двигателем
Запуск новой японской ракеты H3 был снова отложен, поскольку инженеры продолжают бороться с проблемами, выявленными в 2020 году во время испытаний двигателей ракеты, сообщает 24 января пресс-служба Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA).
Потратив большую часть 2020 года и весь 2021 год на доработку нового одноразового главного двигателя LE-9 для ракеты-носителя H3, официальные лица JAXA сообщили журналистам, что H3 не будет готова к запуску к концу марта, как надеялись ранее. Новая дата первого полета H3 не была назначена, но представители JAXA заявили, что это произойдет не раньше апреля и не позднее марта 2023 года.
JAXA и Mitsubishi Heavy Industries (MHI) разрабатывают ракету H3 в качестве более универсального преемника ракеты-носителя средней грузоподъемности H-2A, которую Япония использует для запуска спутников с 1990-х годов. Новая ракета-носитель состоит из двух ступеней и оснащена двигателями MHI, использующими жидкий кислород и жидкий водород.
Вместо использования одного двигателя первой ступени LE-7A на старой ракете H-2A и по крайней мере одной пары установленных сбоку твердотопливных ракетных ускорителей (SRB), H3 может быть запущена без ускорителей, либо с двумя или четырьмя подвесными ускорителями и двумя или тремя двигателями LE-9 первой ступени. Различные компоновки ракеты-носителя позволяет адаптировать ее под разные целевые орбиты и массу полезного груза.
Отмечается, что новый двигатель LE-9 — это не только более мощный двигатель, чем LE-7. Он также использует модифицированную схему работы, называемую Цикл отвода газов из расширителя (открытый цикл), который Mitsubishi впервые представила со своим двигателем верхней ступени LE-5A.
H3 станет первой ракетой, в которой для первой ступени будет использоваться двигатель с открытым циклом. Такое решение должно было обеспечить более высокую тягу двигателя.
Напомним, Япония разрешила разработку ракеты H3 в 2013 году, JAXA приступило к работе в 2014 году, и вначале надеялось провести первый из двух испытательных запусков в 2020 году. Но эти надежды рухнули к маю 2020 года, когда во время огневых испытаний H3 возникли проблемы с двигателем LE-9. Инженеры обнаружили трещины в лопатках турбины в турбонасосном агрегате LE-9, а также отверстие, прожженное в стенке камеры сгорания двигателя.