1. Экономическая война
  2. Экономика Великобритании
Лондон, / ИА Красная Весна

В Британии назвали причины банкротства крупного поставщика энергии

Изображение: (cc) stux
Британские фунты
Британские фунты

Причиной банкротства крупного британского поставщика электроэнергии и газа Bulb Energy стала неспособность обеспечить инвестиции, необходимые для выживания, при ошибках в стратегии ведения бизнеса, 24 ноября пишет The Times.

Стартап, который называли «самой быстрорастущей компанией в Европе» и который подтянул 1,6 миллиона клиентов за шесть лет, является крупнейшей компанией среди потерпевших крах за последние несколько месяцев.в волне краха. Объем ее клиентской базы соизмерим с двумя третями клиентской базы остальной двадцатки энергетических банкротов.

Как сказали в правительстве, такое число клиентов нельзя перераспределить в одночасье, а потому в компании водится внешнее управление при господдержке, чтобы выправить ситуацию.

Провал Bulb также вызвал в отраслевом сообществе вопрос, что привело к банкротству. Была ли тут ошибочная политика правительства, ошибки в методах ведения бизнеса, слабое регулирование со стороны Ofgem или же сочетание всех трех факторов?

Со своей стороны, Bulb обвинила правительство в введении потолка цен на газ в 2019 году. Как говорят в компании, ограничение позволяет взимать с клиентов только 70 пенсов за терм, в то время как оптовые цены на газ в последнее время взлетели до 4 фунтов за терм, вынудив компанию «обеспечивать клиентов энергией с большими убытками». (Терм — это британская единица измерения тепла, равняется 100 000 BTU, BTU (British Thermal Unit) — это британская единица измерения тепловой энергии, 1 BTU ≈ 252 калориям — прим. ИА Красная Весна).

«Bulb загнали в угол, — сказал Ян Баркер, управляющий партнер консалтинговой компании BFY Group. — У нас есть предельная цена, но нет предела затрат. Ценовой потолок был разработан, чтобы ограничить размер маржи, которую может начислить поставщик. Попытки использовать его для защиты клиентов от безудержного оптового рынка приводят к провалу поставщиков».

Другие отвергают это объяснение. Ценовой потолок основан на затратах, с которыми должны столкнуться поставщики, если они заранее закупят электроэнергию оптом. «Если вы хотите управлять своим риском, вам необходимо застраховаться в соответствии с принципами ограничения тарифов», — сказал Мартин Янг, аналитик Investec.

Несколько источников, которые изучили финансы Bulb, прежде чем отказаться от еее приобретения, говорят, что это не удалось. Фактически, он сделал покупку энергии ближе к нынешним оптовым ценам, что позволило снизить предельный уровень при падении цен, но оставил его незащищенным при росте цен.

Дермот Нолан, бывший директор регулятора Ofgem, который ввел ограничение, сказал: «Для Bulb обвинять кого-либо, кроме самих себя, неразумно. Ценовой потолок — инструмент несовершенный, но предсказуемый и ясный. Bulb знала все это, сделал осознанный выбор в отношении собственной политики хеджирования, и это провалилось».

Источник в правительстве сообщил, что компании, которые были застрахованы и хорошо капитализированы, «смогли выдержать шторм»; те, кто этого не сделал, пошли на «огромный риск для своих клиентов и, в конечном итоге, для самих себя».

Также обсуждается вопрос, что если Bulb преследовала такую рискованную стратегию, как ей было позволено стать такой большой? «Когда выходит из строя седьмой по величине поставщик в стране, необходимо задавать серьезные вопросы о состоянии рынка и о том, как он регулируется», — сказала Джиллиан Купер из Citizens Advice.

А что можно сказать о других более мелких обанкротившихся поставщиках, которых побудили присоединиться к рынку в течение последнего десятилетия, несмотря на то, что, по мнению Янга, многие явно «устанавливали неустойчивые цены» с дешевыми фиксированными сделками? «Мы должны задавать вопросы о подходе Ofgem», — сказал он.

Грег Джексон, исполнительный директор Octopus Energy, сказал: «Нам нужно лучше отслеживать наиболее важные проблемы и гораздо меньше суетиться по мелочам. То, что это неправильно, обходится плательщикам в миллиарды долларов».

Такие предупреждения не новы: Дуг Стюарт, исполнительный директор еще одного поставщика Green Energy UK, призывал к более жестким проверкам новых участников с 2016 года. «Это политический провал предыдущего режима Ofgem при Дермоте Нолане, одержимость конкуренцией. любой ценой со стороны Дэвида Кэмерона и оппозиции, одержимой идеей „большой шестерки“ и превращения энергии в поле битвы и, как следствие, в политический футбол», — сказал он.

Нолан настаивал на том, что «сочетание конкуренции и ценового потолка принесло огромную пользу потребителям», и сказал, что неясно, будут ли они сведены на нет затратами, возникающими из-за неудач поставщиков. Но он признал, что некоторые фирмы «опрометчиво расширились», что «включая [во время] моего пребывания в должности, Ofgem должно было сделать больше», чтобы предотвратить это, и что правила следует ужесточить.

Представитель Ofgem заявила, что высокие мировые цены на газ были «беспрецедентными», но что компания работает с промышленностью и правительством над «построением энергетического рынка, более устойчивого к аналогичным потрясениям в будущем». В регуляторе сообщили, что в настоящий момент ведутся консультации по вопросу сроков и размера увеличения ценового потолка.