Астрономы обнаружили явление, которое бросает вызов теории черных дыр

Изображение: (cc) Artem Korzhimanov
Черная дыра

Ось вращения черной дыры в двойной системе наклонена более чем на 40 градусов относительно оси звездной орбиты, обнаружили исследователи из университета Турку, 25 февраля сообщает Phys.org.

Часто ось вращения центрального массивного тела в значительной степени совпадает с осью вращения его спутников. Это справедливо и для солнечной системы: планеты вращаются вокруг Солнца в плоскости, которая примерно совпадает с экваториальной плоскостью Солнца. Наклон оси вращения Солнца относительно оси орбиты Земли составляет всего 7 градусов.

«Ожидаемая соосность, в значительной степени, не выполняется для причудливых объектов, таких как рентгеновские двойные черные дыры. Черные дыры в этих системах образовались в результате космического катаклизма — коллапса массивной звезды. Теперь мы видим, как черная дыра притягивает материю от ближайшей, более легкой звезды-компаньона, вращающейся вокруг нее. Мы видим яркое оптическое и рентгеновское излучение, а также радиоизлучение от релятивистских струй, выбрасываемых из системы», — говорит Юри Путанен, профессор астрономии в Университете Турку и ведущий автор публикации.

Следя за этими струями, исследователи смогли точно определить направление оси вращения черной дыры. Поскольку количество газа, падающего со звезды-компаньона в черную дыру, уменьшилось, то система потускнела, и большая часть света в системе исходит от звезды-компаньона. Таким образом, исследователи смогли измерить наклон орбиты с помощью спектроскопических методов, и оказалось, что он почти совпадает с наклоном потока газа.

«Разница более чем в 40 градусов между осью орбиты и вращением черной дыры была совершенно неожиданной. Ученые часто предполагали, что эта разница очень мала, когда они моделировали поведение материи в искривленном временном пространстве вокруг черной дыры. Нынешние модели уже действительно сложны, и теперь новые результаты заставляют нас добавить к ним новые составляющие», — заявляет Путанен.

По словам ученых, это открытие бросает вызов современным теоретическим моделям образования черных дыр.