Ученые нашли общий корень трансевразийских языков через сельское хозяйство
Общий корень трансевразийских языков найден благодаря выделению общей сельскохозяйственной истории. Об этом 10 ноября пишет издание Science Daily.
Происхождение и раннее распространение трансевразийских языков, включая, среди прочих, японский, корейский, тунгусский, монгольский и тюркский, является одним из наиболее спорных вопросов доисторической истории Азии.
Хотя многие общие черты между этими языками связаны с заимствованиями, недавние исследования показали надежное ядро доказательств, подтверждающих классификацию трансевразийского языка как генеалогической группы или группы языков, произошедших от общего предка. Однако признание родства этих языков и культур предками поднимает вопросы о том, когда и где жили первые носители языка, как потомки культур поддерживали себя и взаимодействовали друг с другом, а также пути их распространения на протяжении тысячелетий.
Новая статья, опубликованная в журнале Nature международной командой, в которую входят исследователи из Азии, Европы, Новой Зеландии, России и США, обеспечивает междисциплинарную поддержку «фермерской гипотезы» распространения языков, прослеживая трансевразийские языки до времен, когда первые крестьяне переселяются в Северо-Восточную Азию, начиная с раннего неолита.
Используя недавно секвенированные геномы, обширную археологическую базу данных и новый набор данных словарных понятий для 98 языков, они триангулируют временную глубину, местоположение и маршруты распространения древних трансевразийских речевых сообществ.
Свидетельства из лингвистических, археологических и генетических источников показывают, что происхождение трансевразийских языков можно проследить до начала выращивания проса и раннего генофонда Амура в районе реки Западный Ляо. В эпоху позднего неолита фермеры, выращивающие просо с генами, связанными с Амуром, распространились по смежным регионам Северо-Восточной Азии.
В последующие тысячелетия носители дочерних ветвей прото-трансевразийского языка смешались с популяциями Хуанхэ, западно-евразийскими и дземонскими народами, добавив к трансевразийскому набору рисоводство, западно-евразийские культуры и скотоводческий образ жизни.
«Сама по себе одна дисциплина не может окончательно решить большие вопросы, связанные с распространением языков, но вместе взятые три дисциплины повышают достоверность и обоснованность этого сценария», — говорит Мартин Роббитс, ведущий автор исследования и руководитель археолингвистических исследований. Группа в Институте истории человечества Макса Планка.
«Согласовав доказательства, предлагаемые тремя дисциплинами, мы получили более сбалансированное и более глубокое понимание трансевразийской миграции, чем каждая из трех дисциплин могла бы предоставить нам по отдельности».
Лингвистические данные, использованные для триангуляции, были получены из нового набора данных из более чем 3000 родственных наборов, представляющих более 250 концепций почти на 100 трансевразийских языках. Исходя из этого, исследователи смогли построить филогенетическое дерево, которое показывает корни прото-трансевразийской семьи, уходящие корнями на 9 181 год до наших дней к фермерам, выращивающим просо, живущим в районе реки Западный Ляо. Небольшое ядро унаследованных слов, связанных с земледелием, просом и сельским хозяйством проса, и другими признаками оседлого образа жизни, дополнительно поддерживает гипотезу земледелия.
Археологические результаты команды также выделяют бассейн реки Западный Ляо, где общины начали выращивать просо примерно 9000 лет назад. Байесовский анализ археологической базы данных о 255 памятниках эпохи неолита и бронзового века, включая 269 злаков, непосредственно датированных углеродом, показал кластер родственных неолитических культур в бассейне Западного Ляо, от которого отделяются две ветви культур проса: корейская ветвь Чулмун и ветвь культур, охватывающая Амур, Приморье и Ляодун.
Дальнейший анализ соединил участки в районе Западного Ляо с участками Мумун в Корее и участками Яёи в Японии, показав добавление риса и пшеницы в сельскохозяйственный пакет в Ляодун и Шаньдун и их дальнейшую передачу на Корейский полуостров в раннем бронзовом веке и оттуда в Японию около 3000 лет назад.
Новое исследование также сообщает о первой коллекции древних геномов из Кореи, островов Рюкю и первых земледельцев в Японии. Объединив свои результаты с ранее опубликованными геномами из Восточной Азии, команда определила общий генетический компонент, называемый «амурское происхождение», среди всех носителей трансевразийских языков. Они также смогли подтвердить, что в период яёй, бронзового века в Японии, произошла массовая миграция с континента одновременно с появлением земледелия.
Взятые вместе, результаты исследования показывают, что, хотя трансевразийские языки замаскированы тысячелетиями обширного культурного взаимодействия, они имеют общую родословную и что раннее распространение трансевразийских языков было обусловлено сельским хозяйством.
«Признание того, что корни своего языка — и в некоторой степени — культуры — лежат за пределами нынешних национальных границ, может потребовать своего рода переориентации идентичности, и это не всегда легкий шаг для людей», — говорит Роббитс.
«Но наука истории человечества показывает нам, что история всех языков, культур и народов — это история обширного взаимодействия и смешения».
Настоящее исследование показывает, как триангуляция лингвистических, археологических и генетических методов может повысить достоверность и обоснованность гипотезы, но авторы быстро осознают необходимость дальнейших исследований.
Более древняя ДНК, больше этимологических исследований и больше археоботанических исследований еще сильнее углубят наше понимание миграции людей в неолитической Северо-Восточной Азии и распутают влияние более поздних перемещений населения, многие из которых были скотоводческими по своей природе.
«Создание трансевразийской языковой семьи как единого целого было гораздо большим, чем просто один первичный неолитический импульс миграции», — говорит Марк Хадсон, археолог из группы археолингвистических исследований. — Еще так много предстоит узнать».