Профессор ЮФУ: стране и образованию нужна стратегия, разделяемая обществом

Сомнения в наличии в России объединяющей стратегии развития страны и риски фрагментации подходов в сфере образования обозначил доктор исторических наук, профессор кафедры социальных технологий ЮФУ Пётр Циткилов 7 ноября на круглом столе, посвящённом проблемам российского образования, прошедшем в Ростове-на-Дону.
По словам Циткилова, обсуждение образовательной повестки невозможно отделить от общего контекста. «Ситуация в стране, ситуация в мире достаточно сложная и требует серьезного переосмысления», — заявил он.
Эксперт подчеркнул, что именно от ответственных слоев общества требуется стремление «разобраться в этих процессах» и вовлекать общество в формирование гражданской позиции.
Ключевой проблемой он назвал отсутствие долгосрочного общегосударственного курса, разделяемого большинством граждан. «В нашей стране в настоящий момент отсутствует стратегия, понятная и принимаемая большинством народа», — отметил Циткилов.
При этом, по его словам, парадокс ситуации в обилии частных и отраслевых документов. Региональные и ведомственные «стратегии» заданы горизонтами в пять — десять лет и фактически представляют собой среднесрочные проекты.
«На 5–10 лет, это не стратегия, это проект, скажем так, среднесрочный проект», — указал эксперт. Он добавил, что подлинная стратегия подразумевает вектор «на десятилетия» и определяет развитие ключевых институтов, среди которых образование занимает особое место.
Говоря о необходимости системного курса в образовании, Циткилов привел цитату Сунь-цзы: «Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — просто суета перед поражением». По его оценке, выработка общественно понятной и поддержанной стратегии для школы и вузов — условие сохранения единства и устойчивого развития.
Напомним, 25 октября РВС направило правительству, президенту, а также в Госдуму открытое обращение, в котором описано сложное положение современной школы и учителей. Авторы обращения призывают ознакомить общественность и экспертов с оригинальным текстом Стратегии развития образования на период до 2036 года и высказывают опасения, что новая стратегия в случае ее принятия позволит узаконить разделение образования на дорогое и качественное, с живыми учителями, и дешевое массовое, в котором учителей заменит искусственный интеллект.
(теги пока скрыты для внешних читателей)