1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Бристоль, / ИА Красная Весна

Ученые нашли в мозге рецепторы, с которыми связываются гормоны стресса

Изображение: (cc0) geralt
Стресс

Набор рецепторов в нейронах мозга, которые распознают молекулы гормонов стресса, открыли ученые из Бристольского университета, 6 августа статья с описанием их исследования была опубликована в журнале Nature Communications.

Глюкокортикоиды, которые называют гормонами стресса (GC), имеют решающее значение для функционирования центральной нервной системы как во время повседневной деятельности, так и после стрессовой нагрузки.

Они играют ключевую роль в устойчивости к стрессу и поведенческой адаптации. Изменения в выработке этого гормона и его функций связаны с психическими расстройствами, вызванными стрессом, такими как сильная депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство. Однако механизм действия на мозг этих сигнальных веществ до недавнего времени изучен не был.

Профессор Бристольского университета Ганс Ройль и его коллеги исследовали те типы рецепторов мозга, которые могут взаимодействовать с молекулами глюкокортикоидов. Они определили характер реакций между ними и выяснили, что важную роль в этих взаимодействиях играют так называемые реснички — похожие на волоски выступы из тела нейрона, которые, как принято считать, участвуют в формировании новых связей между нервными клетками. Однако их функция до сих пор в значительной степени неизвестна.

В своей работе ученые использовали срезы мозга крыс после воздействия острого стресса (принудительное плавание) и сравнивали их с со срезами, взятыми утром и вечером, когда грызуны находились в спокойном состоянии, изучая, какие гены были при этом активны в нейронах крыс, а также прослеживая взаимодействие этих клеток с глюкокортикоидами.

Полногеномное исследование показало, что в реакции на стресс и распознавании молекул глюкокортикоидов участвуют два типа рецепторов — минералокортикоидные (MR) и глюкокортикоидные (GR). Результатом их взаимодействия с химическими сигналами гормона была активизация порядка 200 генов, связанных со стрессовой реакцией мозга и 50 участков ДНК, управляющих работой ресничек.

Эти области генома в своей значительной части связаны с работой гиппокампа — центра памяти в мозге млекопитающих, и кроме того управляют созданием новых связей между нейронами и другими аспектами высшей нервной деятельности. Связь многих из этих участков ДНК с появлением психических и психиатрических заболеваний уже предполагалась учеными.

Ученые надеются, что дальнейшее изучение влияния глюкокортикоидов на работу этих генов поможет узнать, как изменения в выработке этих гормонов приводят к психическим нарушениям и как их предотвратить. Это позволит создать методику полноценного лечения депрессии, посттравматического стрессового расстройства и ряда других болезней

В заключение ученые пишут: «В совокупности наша работа подчеркивает разнообразную сложность действия GC в головном мозге и обеспечивает молекулярную основу для изучения функциональной роли этих гормонов в физиологии и патологии организма».

Ранее ИА Красная Весна сообщило об исследовании австралийских ученых, которое показало, что хронические боли приводят к патологическим изменениям в мозге человека.