1. Социальная война
  2. Научные достижения
Лондон, / ИА Красная Весна

Стало известно как здоровые клетки влияют на агрессивность раковой опухоли

Изображение: pixabay (cc0)
микроскоп

Определен белок, связанный с агрессивными формами рака молочной железы, толстой кишки и яичников. Такое заявление сделали ученые Института исследований рака в Лондоне, 10 января на страницах научного журнала Nature Communications.

Команда ученых под руководством профессора Фернандо Калво изучала здоровые клетки, которые непосредственно окружают раковую опухоль. Большинство из таких клеток — это фибробласты. Ученые предположили, что такие фибробласты (их называют CAFs — cancer-associted fibroblasts), соприкасаясь с измененным микроокружением в раковой строме, не могут не изменить свои характеристики.

В публикациях последних лет накопилось немало данных о том, что белок под названием Dickkopf-3 (DKK3), участвующий во внутриклеточных сигнальных путях, может активировать рост и распространение опухоли. Имея ввиду эту информацию, биологи решили посмотреть, нет ли изменений концентрации данного белка DKK3 в исследуемых ими агрессивных формах рака.

Прежде всего ученые установили, что в строме агрессивных форм рака среди всех клеток именно фибробласты имеют повышенное содержание белка DKK3. Далее экспериментаторы определили, что в повышенном содержании белка DKK3 в фибробластах виновата «неправильная» работа транскрипционного фактора HSF1 (фактора теплового шока 1). «Неправильное» функционнирование HSF1 приводит к избыточной экспрессии гена DKK3 и повышению концентрации этого белка в фибробластах. Далее, как оказалось, избыточный DKK3 способствует изменению конфигурации другого фактора транскрипции — YAP/TAZ. В результате YAP/TAZ оказывается способным связываться с ДНК в ядре фибробласта и запускать транскрипцию генов, влияющих на состояние внеклеточного матрикса. Изменение структуры внеклеточного матрикса способствует росту инвазивности опухоли и распространению раковых клеток по организму.

«В описанном нами случае белок DKK3, ведет себя как протоонкоген. И в этом его действие совершенно отличается от других белков семейства DKK, имеющих скорее противораковую функцию. Ведь остальные белки семейства ДКК блокируют сигнальный путь от клеточного рецептора Wnt до фактора транскрипции YAP/TAZ, а DKK3 поступает совершенно наоборот», — прокомментировал открытие профессор Фернандо Калво в интервью прессе. «Следующим нашим шагом станет разработка лекарств, нацеленных на инактивацию DKK3, чтобы заблокировать сигнальный путь, способствующий развитию рака».

Напомним, внеклеточный матрикс — это внеклеточные структуры ткани. Внеклеточный матрикс в основном состоит из гликопротеинов (превалирующим гликопротеином является коллаген), протеогликанов и гиалуроновой кислоты.

Отметим также, недавно ученые из Базельского университета Швейцарии нашли вещество, способное затормозить возникновение метастазов раковой опухоли.