1. Война с историей
  2. Жертвы репрессий
Котлас, / ИА Красная Весна

Солженицын в 10 раз завысил число репрессированных, погибших в Котласе

Изображение: Малашенкова А@ИА Красная Весна
Солженицын
Солженицын

Город Котлас, расположенный на юге Архангельской области, был местом ссылки, начиная с XIX века, куда царское правительство депортировало неугодных ему людей, в частности участников польских восстаний 1830–31, 1863–64 гг.

С 1930-х по апрель 1953 года в Котласе и Сольвычегодске размещалось одно из отделений Управления северных лагерей ОГПУ особого назначения (УСЕВЛОН).

Котласская пересылка, по словам А. И. Солженицына, была «напряженней и откровенней многих (других пересылок)… напряженнее потому, что она открывала путь на весь европейский русский Северо-Восток, откровеннее потому, что это было уже глубоко в Архипелаге, и не перед кем хорониться».

Этот пересыльный пункт занимался переброской грузов и переотправкой этапов заключенных в северные лагеря (Воркута, Колыма). Заключенные работали на лесозаготовках, лесосплаве, строительстве ж/дороги и ж/д моста через Северную Двину (раскулаченные крестьяне, в том числе депортированные поляки, украинцы, белорусы, военнопленные немцы). В начале 40-х ХХ века большая часть заключенных отбывала срок по ст. 58 УК РСФСР «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений» и за измену Родине.

В период Великой Отечественной войны в несколько раз увеличился уровень смертности среди заключенных, в том числе и в Котласском ИТЛ. А. И. Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» писал о Котласской пересылке, что «в зиму 1944-45 года …умирало в день — пятьдесят человек, и носилки, носящие в морг, не отдыхали никогда». Однако материалы из архивов говорят о чрезмерном завышении солженицынской статистики.

Согласно справочнику «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923-1960» под редакцией М. Б. Смирнова (1998 г.), за 1944 год в Котласлаге скончались 1 732 заключенных (4–5 чел. в день), в том числе на пересылке 1 587 чел., за семь месяцев 1945 года — 295 чел. (1–2 чел. в день) (перпункт — 273 чел.). А не по пятьдесят человек в день, как пишет Солженицын. Это, разумеется, тоже весьма высокие показатели смертности, но они объяснимы. На станции Котлас с транзитных этапов, следовавших на Север, ссаживался так называемый отсев, то есть все больные (цинготные, хроники и другие), а также ослабленные, с физическими недостатками, возрастные (женщины старше 50 лет, мужчины — 55) заключенные. Так, на 25 февраля 1944 года в Котласском лагерном лазарете находилось 937 коечных больных с диагнозом: алиментарная дистрофия и пеллагра — 726 чел., туберкулез легких — 84 чел., воспаление легких — 23 чел. и прочие — 104 чел. 467 больных имели неизлечимые болезни.

После подписания Советско-польского договора о союзнических отношениях от 30 июля 1941 г. многие из польских спецпереселенцев были амнистированы и получили право выезда в Польшу. Однако большинство из освобожденных поляков остались жить в спецпоселениях, так как их территория была оккупирована фашистами. Часть репрессированных выехала в южные регионы СССР и вернулась в Польшу после ее освобождения советскими войсками.

29 апреля 1953 г. приказом МЮ СССР №0038 Котласское лагерное сельскохозяйственное отделение было ликвидировано, а лагерные подразделения переданы в подчинение Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛК) Управления МЮ СССР по Архангельской области.