В Японии искусственный интеллект поможет ухаживать за пожилыми

Изображение: Цитата из м∕ф «Тайна третьей планеты». Реж. Роман Качанов. 1981. СССР
Робот-оратор
Робот-оратор

В Японии началось широкое внедрение устройств, подключенных через интернет к искусственному интеллекту (ИИ), которые помогают в уходе за пожилыми пациентами. Внедрение удаленного ухода за людьми старшего возраста с использованием ИИ вызвано нехваткой медицинского персонала в условиях эпидемии коронавируса и старения японского общества, 11 июня сообщило агентство KYODO NEWS.

Датчики, установленные в ванной комнате, спальне, холодильнике, а также прикрепленные к дверям, следят за образом жизни пожилых людей. Датчики не излучают свет и беззвучны, чтобы не беспокоить жильцов. Через интернет датчики сообщают персоналу по уходу за пожилыми, как пациент спит, ест и пользуется ванной.

Ориентация на данные датчиков помогает осуществлять уход удаленно. ИИ звонит пациенту по телефону, если есть основания для беспокойства. «Вчера вы много раз ходили в ванную», — может сказать пациенту искусственный интеллект, выполняющий роль социального работника.

В городе Мияконодзё на юго-западе Японии служба ухода за пожилыми вместе с компанией Panasonic реализовала проект по удаленному уходу за пожилыми людьми. В течение трех месяцев на основе данных, переданных датчиками, служба разрабатывала планы по уходу за людьми старшего возраста. Проект показал, что жизнь всех четырех человек, принявших участие в испытании, улучшилась.

Шиничи Омине, заместитель руководителя группы, считает, что «данные могут превратить беспокойство пациентов в чувство безопасности».

Например, устройство, которое показывает, когда пора помочиться, помогает как лицам, ухаживающим за больным, так и самим пациентам. Устройство может измерять размер мочевого пузыря с помощью ультразвука и предупреждать ухаживающий персонал через интернет, что пришло время пожилому человеку отправиться в ванную комнату.

«Уборка после внезапной неприятности в туалете является тяжелым бременем для ухаживающего персонала как с точки зрения времени, так и физических усилий», — говорит Масая Мацумура из службы социального обеспечения Токио, управляющей домами престарелых. Такое устройство «помогает поддерживать достоинство пожилых людей», давая им возможность быть опрятными.

ИИ может спросить людей по телефону, болит ли у них что-нибудь. К примеру, в ответ на жалобу на боль в коленях ИИ спросит, какие были симптомы и ходили ли они к врачу. Если пациенты говорят, что плохо себя чувствуют или не отвечают на звонки, семье пожилого пациента сообщат об этом.

Издание отмечает, что в стареющем японском обществе существует острый дефицит медицинских работников: соотношение вакансий медработников и претендентов на них в два раза выше, чем в среднем по всем отраслям.

Добавим, в Японии начали использовать «умную» майку для того, чтобы удаленно следить за состоянием здоровья пациентов с COVID-19. Благодаря проводящим электричество посеребренным нитям, сплетенным около сердца, «умная» одежда может измерять частоту сердечных сокращений, частоту дыхания и другие показания здоровья пациентов. Речь идет, прежде всего, о пожилых пациентах, госпитализированных с легкой степенью тяжести болезни. Удаленный мониторинг поможет снизить риск заражения медицинского персонала больниц.