1. Культурная война
  2. Современное искусство
Мехико, / ИА Красная Весна

Чем не художник? Критик разбила арт-объект и вызвала дискуссию об искусстве

Изображение: (сс) ArtTower
Противоположности
Противоположности
Противоположности

Инсталляцию стоимостью 20 тысяч долларов разбила мексиканский искусствовед Авелина Леспер, 10 февраля сообщает The Guardian.

Инцидент произошел на выставке Zona Maco в Мехико. Искусствовед в знак презрения поставила пустую банку из-под содовой рядом с демонстрируемым арт-объектом, который представлял собой закрытую стеклом композицию из случайных предметов.

«Инсталляция как будто почувствовала, что я о ней подумала. Она разлетелась на кусочки и упала на пол», — прокомментировала произошедшее Леспер.

Выставленная работа оценивалась в размере 20 тысяч долларов. Руководство галереи, где выставлялась работа, охарактеризовала поведение критика как «непрофессиональное» и «неуважение». На данный момент дирекция обсуждает создавшуюся ситуацию с кураторами выставки и автором инсталляции Габриэлем Рико. На предложение критика восстановить работу, автор на данный момент не ответил.

Случившийся инцидент вызвал дискуссию о том, что же является искусством. Так, например, часть общественности увидела в этом акте разрушения «часть спектакля».

В то время как дирекция мексиканских музеев назвала произошедшее «трагедией», пользователи сети иначе отнеслись к разрушению инсталляции. Так, например, пользователь La Mexicana уверен, что «это не искусство, и это не трагедия». По мнению Israel Nieves, «неуважение — это создание чего-то, что не является искусством». The Rougarou предложил свой вариант реставрации инсталляции: «Теперь установите его на пол, назовите „Время и трансформация фрагментированных реалий“, и он (арт-объект) снова станет „искусством“»

Напомним, мексиканский художник создает работы, в которых противопоставляет предметы природного и искусственного происхождения, то есть созданные человеком.

Читайте также: «Банан — это идея». Художник из Нью-Йорка съел арт-объект за 120.000$

Также напомним, 8 декабря 2019 года художник Дэвид Датуна съел «произведение искусства» на выставке современного искусства «Арт-Базель» в Майами-Бич. Произведение под названием «Comedian», представляло собой прикрепленный скотчем к стене банан. Стоимость шедевра оценивалась в размере 120.000$.

Комментарий редакции

Комментарии мексиканских пользователей говорят о том, что и у мексиканского зрителя весьма проблематичные отношения с современным искусством. Русский зритель свое отношение к современному искусству, в том числе к таким его видам, как инсталляция, перфоманс и хеппенинг отразил в одном известном народном анекдоте. Так и в этом случае инсталляция, преодолев заданные автором рамки, вызвала в зрителе настолько живой отклик, что непроизвольно превратилась в хеппенинг, то есть в мизансцену с неконтролируемым художником действием.

А вот здесь надо отметить, что в большинстве своем работы современных художников вызывают одну реакцию — желание разрушения, насилия, агрессии. И дело не столько в зрителе, сколько в том провокативном сигнале, посыле, который отправляется зрителю. Только непонятно, почему современному художнику нужно провести бесконечное множество экспериментов, провокаций, чтобы удостовериться в том, что человек может падать, может стремиться к разрушению.

Но человек состоит не только из этого. В нем есть потенциал созидания. А вот создать такой посыл, который разбудит этот потенциал, это гораздо сложнее, требует гораздо больших усилий, в том числе любви к зрителю, человеку.