Редактор журнала: правду о советской эпохе нужно искать в дневниках
Для понимания эпохи одна фраза из личного дневника советского гражданина ценнее, чем вся художественная литература советского периода, заявила редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова 7 декабря в ходе презентации книги Йохена Хелльбека «Революция от первого лица» в Москве, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
В ходе возникшей дискуссии Прохорова проблематизировала отражение правды о советской эпохе в советской литературе. Говоря об оцифрованных проектом «Прожито» дневниках, Прохорова отметила, что «дневники (советских людей — прим. ИА Красная Весна) и показывают, как эти люди мучительно пытаются встроиться, вот этот нарратив, и писали большие агитки. Как кромсались произведения, это тоже известно».
Рассказывая о понимании эпохи, она добавила, что « одна фраза (из дневника — прим. ИА Красная Весна) ценнее, чем всё остальное».
На вопрос корреспондента почему художественную литературу нельзя воспринимать как отражение мнения тех, кто в советскую эпоху не вел дневников, Прохорова ответила:
«Художественная литература вам не обязана быть фиксатором реальности, когда вы читаете ее. Вот все эти сталинские лауреаты писали про все эти производственные штуки — чистой воды лажа. Конечно, рабочий этого завода в тайне считал «да фигня все это», просто никто его не спрашивал и выражать свое мнение он не мог. Понимаете, правда жизни».
Напомним, что проект «Прожито», согласно информации на официальном сайте, основан в 2015 году и занимается созданием электронного архива источников личного происхождения, таких как личные дневники, записные книжки и переписки. По заявлению организаторов, в базе удалось собрать около 800 дневников различных периодов. Проект поддерживается бизнесменом Дмитрием Зиминым, чей фонд «Династия» был занесен в 2015 в реестр организаций, выполняющих функции иностранных агентов.
Ирина Прохорова является редактором журнала «Новое литературное обозрение» и главой одноименного издательства. До 2014 года Прохорова возглавляла оппозиционную партию «Гражданская платформа».
Иными словами, несмотря на то, что миллионы советских граждан зачитывались советской художественной литературой и ассоциировали себя с ее героями, правду об СССР предлагается определять по записям нескольких сотен людей из разных периодов, которые вели личные дневники. Такой подход дает широкое поле возможностей для фальсификации отечественной истории. По-видимому, теперь предлагается рабочего без личного дневника по умолчанию считать рабочим с фигой в кармане к советской власти.