Аналитики оценили, сколько будет стоить энергетический переход России
Сокращение выбросов углерода на к 2050 году на 60% от уровня 2019 года потребует 102,7 триллиона рублей, говорится в отчете ESG и декарбонизация» сотрудников «ВТБ Капитала», 30 ноября сообщает РБК.
При этом в стратегии Минэкономразвития на эти цели заложено около 88,8 триллиона рублей. Достижение углеродной нейтральности согласно стратегии должно произойти на 10 лет позже — к 2060 году.
По мнению авторов отчета, наиболее дорогостоящей будет декарбонизация транспорта. В порядке убывания далее идут цементная промышленность, производство железной руды и стали. Меньше всего вкладывать придется в утилизацию отходов, электроэнергетику и проекты в сфере лесного хозяйства.
Эксперты считают, что борьба с выбросами углерода приведет к росту цен на продукцию внутри России в среднем на 8%. При этом электроэнергия станет дороже на 28%. А вот вложения в борьбу с выбросами метана в нефтегазовой и угольной отраслях почти не скажутся на ценах.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин заявил, что рост цен на электроэнергию, тем не менее, не скажется на темпах экономического роста, поскольку можно будет стимулировать производство оборудования для декарбонизации и снизить налоговую нагрузку на предприятия, занятые модернизацией.
Аналитики считают, что базой для системы торговли углеродными единицами в России должны стать законы об ограничении выбросов парниковых газов. В «ВТБ Капитале» предположили, что если заложить цену на углерод в размере $30 за тонну, то уже можно будет сократить выбросы его на 50%.
На конференции по климату в Глазго министр экономического развития Максим Решетников заявил, что Россия не должна стремиться к углеродной нейтральности любой ценой, поскольку всякие инвестиции в подобные мероприятия в конечном счете лягут на потребителя.
Аналитики «ВТБ Капитала» привели расчетную цифру расходов на декарбонизацию к 2060 году в 478,8 триллиона рублей. 145,4 триллиона из них уйдут на замену автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электромобили. А рост цен на продукцию в России в среднем составит 12%.
Ранее вице-президент «ВЭБ. РФ» Андрей Байда заявил, что полная декарбонизация будет стоить России 15 триллионов рублей ежегодно вплоть до 2060 года.
«Для полной декарбонизации российской экономики при текущем технологическом уровне потребуется в пике до 15 трлн руб. (14–15% нынешнего ВВП страны) ежегодно до 2060 года. В отношении к ВВП это сопоставимо с затратами на сталинскую индустриализацию», — заявил Байда.