Женщины-предприниматели рассказали о последствиях пандемии
Несмотря на сложности, связанные с пандемией, намерены продолжать свой бизнес 93% женщин-предпринимателей, сообщает 15 февраля пресс-служба банка «Открытие» со ссылкой на опрос, проведенный по заказу банка и комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России».
Всероссийский опрос был проведен аналитическим центром НАФИ в августе 2020 года, опрошено 400 женщин, ведущих бизнес в сегменте малого и среднего предпринимательства. Индекс женского предпринимательства в условиях сложной экономической ситуации снизился относительно уровня 2019 года с 69,4 п.п. до 60,1 п.п.
41% женщин-предпринимателей заявили о негативном влиянии пандемии на их бизнес, и только 10% респондентов указали на рост своих компаний. Отсутствие влияния кризиса на бизнес отметили 18% опрошенных, 16% опрошенных женщин заявили, что, стремясь сохранить бизнес, стали его диверсифицировать, продвигаясь в дополнительных направлениях. Временно не функционирует бизнес у 10% женщин-предпринимателей, полностью сменили направление бизнеса 3% женщин. Указали на полное закрытие бизнеса только 1% от опрошенных.
Результаты исследования показали, что 93% женщин-предпринимателей планируют дальнейшее развитие своего бизнеса. 14% опрошенных заявили, что их бизнес уже вернулся на докризисный уровень. 39% респондентов считают, что смогут в достаточно короткие сроки (от 3 месяцев до 1 года) полностью восстановить утраченные позиции, 59% надеются сохранить текущее положение бизнеса, а 29% — увеличить эти позиции.
«Бизнес женщин-предпринимателей, как и всего сегмента МСБ, оказался наиболее чувствительным к последствиям коронакризисных ограничений. В числе основных проблем, с которыми столкнулись женщины-предприниматели из-за пандемии — снижение оборотов и доходов компании (63% и 61% соответственно), а также падение спроса на реализуемые продукты или услуги (58%)», — сообщила председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» Надия Черкасова.
Как сообщила Черкасова, для решения проблем, вызванных сложной экономической ситуацией в связи с пандемией, предприниматели выбирали «режим жесткой экономии», а также активно переводили бизнес в онлайн. 68% опрошенных сократили финансовые затраты до минимально возможного уровня за счет аренды помещения, техники, рекламы и других мер, 58% — распространяли продукцию и услуги через интернет, 54% — стали осваивать новые рынки сбыта и искали новых заказчиков.
Отмечается, что женщины-предприниматели намерены осуществить ряд мер для того, чтобы быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам в будущем. Среди них — расширение перечня направлений своего бизнеса (55% от тех женщин, которые сохранили свой бизнес), осваивание онлайн-сегмента при оказании услуг или продаже товаров (47%), а также создание качественного вебсайта предприятия и страниц в социальных сетях (44%).
Большинство опрошенных женщин-предпринимателей считают, что справиться с негативными последствиями в текущей экономической ситуации помогли бы отсрочка по выплате налогов и других обязательных платежей (79%), их снижение или отмена (58%), а также бесплатное обучение (59%).