1. Война с историей
  2. Северный флот
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Выставка «Комсомольцы — беспокойные сердца» открылась на ледоколе «Красин»

Изображение: Евгений Шляхов© Красная Весна
Вступление в комсомол, 1970 г., 31.08.2018
Вступление в комсомол, 1970 г., 31.08.2018

Выставка «Комсомольцы — беспокойные сердца» открылась в салоне команды музея-ледокола «Красин» в честь 85-летия формирования комсомольского экипажа судна, сообщает 23 февраля сайт museum.ru.

В экспозиции представлены личные вещи членов легендарной команды «Красина», документы, фотографии, книги воспоминаний, журналы, газетные вырезки. Выставка воссоздает дух эпохи покорителей Арктики.

Напомним, в самом начале 1935 года решением Центрального комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ЦК ВЛКСМ) был объявлен призыв в комсомольский экипаж ледокола «Красин». Заявления на зачисление в экипаж поступили от полутора тысяч добровольцев. Например, на единственную по штату должность буфетчицы отозвалось сразу 300 претенденток, рекомендацию получила только комсорг с авиационного завода Елена Ромодановская (Мирошниченко).

В марте того же года были отобраны всего 70 комсомольцев для зачисления в экипаж «Красина». Его капитаном решением ЦК ВКП (б) был назначен Михаил Прокофьевич Белоусов. Комсоргом ледокола стал Виталий Мещерин. Молодые, но опытные моряки, ранее много ходившие на пароходах, окончившие морские техникумы и даже институты, становились машинистами, кочегарами и матросами I класса. Те, кто не имел опыта, шли работать машинистами, кочегарами и матросами II класса.

Напомним также, построенный в 1917 году в Великобритании ледокол несколько десятилетий являлся самым мощным ледоколом мира. Первым его названием было «Святогор», с сентября он был зачислен во флотилию Северного Ледовитого океана России. Однако в 1920 году в ходе интервенции он был захвачен Великобританией под предлогом отсутствия окончательной оплаты за постройку судна.

В 1922 году при активном участии дипломата-большевика Л. Б. Красина ледокол был выкуплен Советским государством. С 1927 года он носит имя «Красин». В числе заслуг ледокола спасение экспедиции Умберто Нобиле, героическая работа по проводке караванов судов как в мирное время, так и «северных конвоев» в годы Великой Отечественной войны.

В роли ледокола «Красин» трудился до 1972 года, затем ветеран советского ледокольного флота использовался в качестве плавучей электростанции при разведке нефти и газа в арктических морях. В 1989 году началась многосложная, трудоемкая работа по музеефикации судна. Сегодня ледокол пришвартован у набережной Лейтенанта Шмидта рядом с Горным институтом и является филиалом калининградского Музея Мирового океана.