Новый год в сирийском Идлибе начался с обстрелов и авиаударов. Обзор
Новый год начался с обстрелов и бомбардировок в зоне деэскалации Идлиб на севере Сирийской Арабской Республики (САР). Боевики обстреливали позиции правительственных сил, а ВКС РФ начали наносить удары по позициям террористов. Подробнее читайте в обзоре ИА Красная Весна.
Артиллерийские дуэли
В новогоднюю ночь террористы группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) провели артобстрел позиций правительственных войск в Кафр-Нуболь. Сирийская арабская армия (САА) в ответ нанесла удары по боевикам в районе населенного пункта Бенин, северо-западнее от города Маарет ан-Нууман.
На юге зоны деэскалации, в провинции Хама перестрелку с бойцами сирийской армии устроили боевики группировок «Ансар аль-Ислам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Исламской партии Туркестана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Удары авиации
С 1 января удары по позициям боевиков в Идлибе наносят ВКС РФ. Нашу авиацию обвинили в гибели женщины и двух детей. Но Reuters и турецкие СМИ ссылаются при этом в качестве источника только на Twitter известных своими антироссийскими вбросами «Белых касок».
2 января авиаудары продолжились. Одной из их целей, согласно информации агентства Anadolu, стала главная водонасосная станция Аршани города Идлиб. Турецкое агентство передает, что удар наносил истребитель-бомбардировщик Су-34.
Reuters приводит слова очевидцев, которые называют другими целями авиаударов животноводческие и птицеводческие фермы вблизи от погранперехода Баб-эль-Хава на сирийско-турецкой границе. Подтверждений от правительственных сил не поступало.
Бомбардировке ВКС РФ подверглись позиции боевиков вблизи от горного массива аз-Завия и населенного пункта Джиср-аш-Шугур.
Международная реакция
Продолжающиеся три дня удары ВКС не вызвали пока никакого серьезного международного отклика. Молчит по их поводу и официальная Анкара, хотя Турция всегда очень чувствительно относится к ударам по Идлибу.
Свою реакцию озвучили только в ООН, и то не официально. Reuters цитирует заместителя регионального координатора ООН по гуманитарным вопросам Марка Каттса, который в своем Twitter призвал прекратить атаки на гражданские объекты, чтобы не усиливать страдания сирийских граждан. Однако заявления чиновника ООН не подкрепляются предоставлением объективной информации с мест.
Напомним, Турция, согласно сочинскому меморандуму от сентября 2018 года обязалась отделить отряды поддерживаемой Анкарой сирийской оппозиции от группировок боевиков и обеспечить в Идлибе прекращение огня. Но эти обещания Анкары до сих пор не выполнены.
2 января прошли переговоры между президентом России Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. В диалоге обсуждались отношения между странами, включая вопросы сирийского и ливийского урегулирования.
ВКС РФ не наносили регулярных ударов по боевикам в Идлибе с ноября, ограничиваясь точечными атаками на объекты террористов или их лидеров. Так, 11 декабря в ходе удара ВКС по дому в окрестностях города Джиср-аш-Шугур был, предположительно, ликвидирован соратник Шамиля Басаева боевик Муслим аш-Шишани.
Однако маловероятно, что нынешние удары станут прологом к проведению наземной операции, никакой подготовки к ее осуществлению не ведется.