Приказ ЦБ обязал банки блокировать переводы из-за подозрительных звонков

Изображение: Додонов Максим © ИА Красная Весна
Телефонные мошенники
Телефонные мошенники

Денежный перевод может быть приостановлен банком, если этому предшествовала нетипичная для клиента телефонная активность, следует из опубликованного 12 июля сообщения пресс-службы Банка России.

Соответствующий приказ Центробанка вступит в силу уже с 25 июля. В нем предусмотрены дополнительные критерии, по которым переводы физлиц могут приостанавливаться.

В число таких критериев будут входить «информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств» или же «данные, поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции».

В качестве примера таких данных регулятор привел данные от сотовых операторов: «информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров».

Кроме того, банки будут обязаны приостановить перевод и в тех случаях, когда счет получателя уже был ранее замечен в мошеннических операциях. Эти три новых критерия дополнят уже принятые с 2018 года признаки мошеннических операций.

При обнаружении подозрительного перевода банк «заморозит» операцию на два дня и попросит клиента подтвердить ее необходимость. В случае подтверждения клиентом правильности операции она будет осуществлена.

Однако «заморозка» переводов после подозрительной телефонной активности может осуществляться не всегда. Сейчас взаимодействие банков с операторами происходит на коммерческой основе и перевод будет «заморожен» только в том случае, если у банка есть соответствующий договор с оператором связи клиента.

Такие данные обходятся банкам не дешево и далеко не все финансовые учреждения стремятся применять их в своей работе. Опрошенные РБК эксперты и представители банков считают, что мошенники могут адаптироваться к новым условиям или переключат свое внимание на клиентов тех банков, которые не приобретают данные у сотовиков.

По мнению опрошенных экспертов, повысить эффективность предпринимаемых для борьбы с мошенничеством мер могло бы создание единой бесплатной информационной системы антифрода и законодательное закрепление обязанности банков ее использовать.